ГККП
«Детский сад «Солнышко»
при ГУ «Отдел образовании
Жаркаинского района»
Доклад на тему:
«Модель развития патриотического воспитания в
дошкольном образовании в контексте национальной идеи «Мәңгілік ел»
на VII Международную Ярмарку
педагогических инноваций
«Панорама педагогического
опыта»
Подготовила: Рамазанова
Ж.Х.,
Заведующая д/с «Солнышко»,
педагог I
квалификационной
категории
г. Державинск
2017 год
Модель развития патриотического воспитания в
дошкольном образовании в контексте национальной идеи «Мәңгілік ел»
«Воспитание
любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как
воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему
дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству».
Академик
Д.С.Лихачёв
Патриотическое
воспитание подрастающего поколения – одно из основных направлений
воспитательной системы организаций образования. Главные задачи современной
жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и
патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом,
конкурентном мире.
Сегодня, в
современном мире,
идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания
патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение,
становится задачей государственной важности.
«Мәңгілік Ел» ─ это национальная идея
как источник непрерывности и неиссякаемости, вечности традиций, языка, духовно-нравственной
основы народа.
Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, у детей искажены
представления о патриотизме, доброте, великодушии.
Чтобы
у ребенка сформировались чувства патриотизма, необходимо:
1. Прививать любовь к знанию родного языка,
традициям, обычаям, истории своей родины,
2.
Воспитывать положительное отношение к тем местам, где
он родился и живет,
3. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни,
4. Желание узнать больше об особенностях родного города, района,
его достопримечательностях, истории и культурном наследии,
Задача нас - педагогов – воспитывать
истинных патриотов, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания
будущим поколениям.
Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
труде, в быту, в мероприятиях — так как
воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Педагогами нашего детского
сада разработана Модель развития патриотического воспитания в дошкольном
образовании в контексте национальной идеи «Мәңгілік ел»
Модель
развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной
организации.
Оптимальные условия для повышения качества образования
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуальные практики патриотического воспитания
|
Эффективные технологии патриотического воспитания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация выставок, альбомов патриотической направленности
|
Технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка «Мой край родной», Выставка «Мой родной город», Альбом «Мой город Державинск», Альбом «Наши первоцелинники» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма |
При создании данной модели мы выделили такие позиции: цели и задачи; направления
воспитания, содержание, средства и способы организации воспитательного
процесса, критерии оценивания результатов.
Задачи модели:
1. Обеспечить
положительную динамику основ патриотизма.
2. Создать оптимальные условия для повышения качества образования:
- разработать технологию формирования патриотизма
на основе проектной деятельности.
- создать образовательную среду с требованиями ГОСО.
3. Совершенствовать систему оценки качества.
4. Осуществлять мероприятия по повышению уровня
профессиональной компетентности педагогов и родителей.
На
основе поставленных задач, нами проведена следующая работа:
Воспитателем высшей категории
Жакуповой А.А. была разработана и внедрена в процесс воспитания и обучения
детей авторская программа «Адамгершілік қасиет-атамыздан қалған мұра». В программе указаны пути
нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание уважения к казахскому языку, культуре и
традициям, быту, искусству, обычаям, истории казахского народа – все это
казахстанский патриотизм. Формирование патриотизма начинается с почитания
истории и обычаев народа. Дети должны знать казахские национальные игры.
Огромное значение в воспитании дошкольников играет чтение прозведений Абая. Он
много писал о проблеме нравственного воспитания в своих произведениях.
Воздействовать на умы и чувства людей обновлять общество средством поэтического
слова, глубокое уважение к достоинству человека – вот что характерно для Абая –
гумманиста.
Воспитатель
Андрианова Е.В., родители и дети старшей группы представили долгосрочный проект
на тему: «Мой город - Державинск».
Цель
проекта: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу его истории, чувство ответственности за судьбу
города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатство.
На занятиях воспитатели
знакомят детей с символикой, с картой
Казахстана, дети изучают границы Казахстана, находят на ней главный город
– столицу Астану, свой родной город и
другие крупные города Казахстана. Проводятся экскурсии по родному
городу.
Также мы
проводим вместе с детьми национальные календарные праздники: самым любимым
является древний праздник -Наурыз, в
стихах, песнях и танцах дети воспевают красоту родной земли, силу и свободу
страны, День Независимости - в этом празднике есть и печаль и радость.
Вспоминаем тех, кто боролся за независимый Казахстан, и радуемся тому, что
страна, наконец, приобрела суверенитет, 1 мая- день единства народов Казахстана, под одним «Шаныраком»,
разные народности имеют равные права и возможности. Только в единстве народов,
населяющих государство - сила его. «Мир и согласие ─ самые востребованные
ценности в истории
человечества», -
отмечается в Патриотическом Акте «Мәңгілік Ел». 22 сентября – День языков народов Казахстана,
знающий несколько языков, становиться духовно богаче, дает возможность глубже познакомиться с
бытом, обычаями, прошлым и настоящим народа, лучше понять его самобытный
характер.
Педагогами проводятся различные семинары-практикумы,
нетрадиционные круглые столы, консультации, творческие выставки, конкурсы, (16 слайд) художественные смотры, «Фестивали сказок», где
перекликается тема нравственно-патриотического воспитания. Большую
воспитательную ценность имеют и народные игры. Ребенок, играя, вполне сознательно
выполняет определенные этические нормы поведения. Национальная музыка, народные игры, трудовые навыки должны стать
естественной средой использования элементов народной педагогики.
У каждого человека, у его семьи,
«есть своя история, которую ему нужно знать, уметь рассказать, а главное
гордиться ею», ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного
края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В семье ребенок
слышит первые слова. Он с легкостью осваивает язык, на котором общаются их
родители и близкие. Каждый гражданин Казахстана должен знать и ценить свой
родной язык, свободно владеть языком своей Родины и примером в этом должны быть
их родители.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте
происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов
поведения на основе подражания.
Ответственность
за воспитание детей лежит в равной мере на дошкольном учреждении и семье. Эффективность
воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий ДУ и родителей.
Нами проводится большая работа с родителями. Это и нетрадиционные родительские
собрания, конкурсы, консультации, дни открытых дверей.
В
первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и
духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители
ответственны за воспитание детей. Только партнерские отношения между
педагогами и родителями помогут нашим детям вырасти творческими, талантливыми, любящими
родных и близких, свой народ, свою
Родину, настоящего гражданина своей страны .
Таким образом,
Национальная идея «Мәңгілік Ел» – это стратегия
развития
достойного и великого Казахстана, ответственность перед будущим
поколением,
решение поставленных задач на десятилетия вперед, а это значит, у нашей страны
большое будущее.