Ақмола облысы  Жарқайың ауданы ЖК "Рамазанова"  "Солнышко" балабақшасы" мемлекеттік-жекешелік әріптестік   
ИП "Рамазанова"  Государственно-частное партнерство "Детский сад "Солнышко"  Жаркаинский район Акмолинская область

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Проблемы инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения»

22.12.2017

ГККП «Детский сад «Солнышко»

»

Консультация для

педагогов

по теме: «Инклюзивное

образование в ДОУ»

 

Подготовила:

педагог-психолог

Малдыбаева А.С.

 

 

«Проблемы

инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения»

 

В Казахстане в последние 

годы наблюдается увеличение числа  детей,

нуждающихся в специальном  обучении.

Инклюзивное образование –

процесс развития общего образования, который подразумевает доступность

образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что

обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и

признающую, что все дети – индивидуумы с различными возможностями и

особенностями.

Базовым принципом инклюзивного

образования является, соответственно, прием в обычные образовательные

учреждения «всех детей, несмотря на особенности и «создание соответствующих

условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую

очередь, на потребности детей».  Инклюзия – это активное включение детей,

родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:

совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников

для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. [1]

Исходя из основного общего принципа,

определенного ЮНЕСКО, многими авторами также выделяется ряд принципов

инклюзивного образования. Такие как:

1.Ценность человека не зависит от

его способностей и достижений;

2.Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.Все люди нуждаются друг в друге;

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений;

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они

могут делать, чем в том, что не могут;

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Выделение данных принципов было бы

невозможно без формулирования и осуществления первичной идеи инклюзивного

обучения. Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично

соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для

преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов

развития [2]

Актуальность инклюзивного

образования  на наш взгляд, заключается в том, что за последние годы

интерес к социально-психологической взаимоадаптации детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей без ограничений здоровья в условиях дошкольного

учреждения общеразвивающей направленности возрос во много раз. Система

отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и детей с

ограниченными возможностями здоровья, которые практически не имели возможности

реализовать свои способности наравне со здоровыми детьми, их не брали в

дошкольные учреждения общеразвивающей направленности.

Дети с ограничениями в

здоровье всегда страдали от дискриминации и отчуждения. В последнее время

все больше разрабатывается инновационных подходов к взаимной адаптации детей с

ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений

здоровья.  

С позиций деятельностного подхода к

адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать

условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения,

норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.

Международные организации отмечают,

что в Казахстане, по сравнению с другими центрально-азиатскими республиками,

процесс внедрения инклюзивного образования идет очень активно, нужно делать

все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали равенство. Кстати,

один из опросов показал: более 68% казахстанцев считают, что эти ребята должны

учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество.

Множество проблем стоит на пути

детей с особенностями в развитии к получению образования. И родители, и

педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему

детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной

доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения

опорно-двигательного аппарата – нужно специальное техническое оснащение,

подъемники, поручни. Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо

специальное оборудование.

Перед нашим обществом стоит

острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности

физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и

развития в рамках общества и на благо общества.

По-прежнему остается ряд нерешенных

проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:

– Некорректное отношение к

детям с ограниченными возможностями.

У нас нет адекватного представления

об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем.

– Отсутствие специально подготовленного

педагогического состава.

Пока педагоги не готовы к обучению

детей, имеющих отклонения в развитии. Государству необходимо поменять стандарты

высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке

специалистов соответствующего профиля.

– Плохая

материально-техническая оснащенность многих учебных заведений.

Отсутствуют специальные устройства и

обучающие материалы для детей, а также методические пособия для педагогов.

– Барьер физического доступа.

Есть большая категория детей с ограниченной

мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы посещать

дошкольные учреждения и обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными.

Но пока не созданы условия для таких детей.

– Жесткие требования

государственного стандарта.

Введение широкой варьированной

системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с

различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.

На начальном этапе главной задачей

государства является проведение информационно-просветительской работы среди

научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание

нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского

состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного

образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения

Специалисты выступают за планомерное

развитие системы инклюзивного образования. При этом они отмечают невозможность

полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными

способностями в общеобразовательную школу.

У некоторых людей система

инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества

обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия

призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников

образовательного процесса

Развитие инклюзивного образования в

настоящее время в Казахстане – это узел проблем и противоречий, решение которых

требует специальных мер комплексного характера. Причины медленного

распространения инклюзивного опыта состоит прежде всего в том, что отсутствует

та структура, которая могла бы решать основные «политические» и организационные

вопросы развития  интегрированного образования как института.

Отношение общества – это еще одна

проблема, которую надо решать. Общество долгое время предпочитало не замечать

проблемы инвалидов. Можно было сочувствовать, но большого, так скажем, участия

в их жизни не проявлялось.  Если мы говорим об обществе, то нужно менять

социальную психологию. Так же как ее меняют в любом другом цивилизованном

государстве, когда сначала обозначают проблему, а затем эту проблему начинают

решать. И решают эту проблему, обращаясь к обществу. Одной из самых острых

социальных проблем современного Казахстана является высокий уровень

заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности

Дети, имеющие статус инвалида,

нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только

для лечения, но и для успешной социальной адаптации, полноценного  развития,

обучения, получения образования.

Ведущей проблемой семьи,

воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является ее социальная

адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями жизнедеятельности,

в которых оказалась семья после рождения  «особого» ребенка. Родителям

необходима система знаний, формирующих у них технологии ухода, обучения,

воспитания, общения с ребенком. [4]

Больной ребенок требует повышенного

внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию,

развитию и воспитанию.

Инклюзивные дошкольные

образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены

сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой

системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими,

независимо от того, отличаются они или похожи. Внедрение инклюзивного

образования полезно обществу по множеству причин:

-инклюзивное образование помогает

бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить,

принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы

пытаться их изменить;

-инклюзивное образование поощряет

достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается

необходимая помощь. Развитие поддержки в обучении показывает, что сложности в

воспитании и обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а

подходы к обучению;

-инклюзивное образование

предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства,

социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения.

Дети и взрослые, получают пользу от доброжелательной и благоприятной

обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.

-инклюзивное образование расширяет

профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более

гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были

максимально эффективны для всех детей.

В настоящее время, чтобы создать и

реализовать модель инклюзивного образовательного учреждения, необходимо включить

целую систему служб, таких как инклюзивные группы, консультативные пункты,

служба ранней помощи, группу развития «Особый ребенок» и многие другие.

Необходимо заметить, что инклюзивные группы должны быть небольшими по

численности детей (5-6 детей). Особым аспектом при работе с такой группой

является индивидуальный подход к каждому ребенку и ежедневные дополнительные

занятия. Важным элементом работы должен являться ориентир не только на обучение

и воспитание ребенка, но и сопровождение семьи как целостной системы. [3]

В инклюзивном детском саду должны

проводить свои занятия психологи, логопеды, дефектологи, арт-терапевты,

кинезиотерепевт и другие специалисты. Для успешного достижения результатов в

детском саду важно создавать специальные условия развивающей среды с учетом

методических разработок, методов работы, адаптированных для инклюзивного

учреждения.        Для развития инклюзивного

образования важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов,

необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и

профессионалов.

Образовательный процесс детского

сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и

обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и

способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с

особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет,

прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности,

особые образовательные потребности не только у «особых».

Если мы начинаем создавать условия

для «особых» детей, нам  надо научиться работать со всеми детьми, учитывая

их индивидуальные особенности, объективные факторы.

Такая установка требует ответов на

следующие вопросы:

Как соединить в педагогической

деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей,

которые должны ее освоить?

Как учитывать эти особенности при

построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в

группе?

Как сделать качественным образование

и социальное взаимодействие детей

с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется

педагогика в целом.  Она становится включающей, инклюзивной, не только в

том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс

трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что

образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и

способов организации образовательного процесса.   Такое образование

требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс

образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети,

администрация.

Работа над проблемой инклюзивного

образования, поисков путей интеграции обучения, пришли к выводу, что концепция

интегрированного обучения должна строиться на трех принципах:

— интеграция через раннюю коррекцию;

-учет индивидуальных специальных

образовательных потребностей;

-обоснованный отбор детей для

интегрированного обучения.

В соответствии  с правилами

организации инклюзивного образования различные категории детей с ограниченными

возможностями  могут быть включены в общеобразовательный процесс при

создании для них определенных условий.

К ним относятся:

индивидуальная  учебная программа, коррекционно- педагогическая и

социально – психологическая помощь . т.д.  При этом коррекционные

организации образования выполняют функции ресурсных центров, оказывающих

консультативно – методическую помощь  педагогам и коррекционно –

педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями.

Индивидуальные программы развития

ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и

предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.

Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка

но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою

индивидуальность.

Важным условием успешности

инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной

активности ребенка.

Специалисты (воспитатель, логопед,

психолог, дефектолог, при участии методиста), работающие в группе, регулярно

проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный

план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в

целом.

Качество образования детей связано с

педагогической компетентностью работников организаций образования, их

профессиональным уровнем, творческим потенциалом

В работе с родителями задача

специалистов заключается в  установлении доверительных партнерских

отношений, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их

взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договариваться о

совместных действиях, направленных на поддержку ребенка, способствовать

формированию у родителей воспитательной компетентности, вовлекать

 родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников,

посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной

практической деятельности. Создавать условия для объединения родителей в

сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с

проблемами в развитии.

Одним из вариантов решения этой

проблемы является развитие в Казахстане инклюзивного образования, нацеленного

на:

• вовлечение детей с ограниченными

возможностями в образовательный процесс;

• социализация детей-инвалидов в

современном обществе;

• создание активной поведенческой

установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки

в достоинства;

• изменение отношения современного

общества к людям с ограниченными возможностями.

 

Литература.

 

1. Конституция РК.

2. Конвенция о правах ребенка.3.

Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для

психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных

классах. М.,1998 г.

3. Верещагина Н.В. «Особый ребенок»

в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009

4. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический

психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.,

2011.

 

Аннотация. В статье

рассматривается  и аргументирует необходимость инклюзивного образование в

Казахстане в настоящее время.

 

Просмотров: 1350


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст