ГККП «Детский
сад «Солнышко»
при отделе
образования
Жаркаинского
района
Консультация для
родителей
«Что необходимо
знать и уметь
ребенку в
старшей группе,
при подготовке к
школе»
Подготовила:
воспитатель Блохина Ю.В.
г.Державинск
2017 год
Как подготовить
ребенка к школе?
Уважаемые родители!
В этом году ваши дети пойдут в школу. Для
того, чтобы вашему ребенку было легко
учиться и он испытывал меньше трудностей в адаптационный период,
предлагаем вам помочь уже сейчас.
Маленький человек идет в школу. Волнуются
все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и
тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут
ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать?
Поступление в школу – переломный момент
в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет
весь его образ жизни.
Свойственные дошкольникам беспечность,
беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством
требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно
трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и
правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, прилежно выполнять
домашнее задание и т. д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как
ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они
просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.
Особое внимание нужно обратить на режим
дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают
постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные
процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т. д.),
поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом
возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер
требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному
обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования
взрослых, но и сам начинал предъявлять их себе, проявлять личную инициативу.
Инициатива очень важна для
нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную
инициативу, пусть даже пустяшную, подчеркнуть ее достоинства или, напротив,
указать на недостатки.
Необходимо развить и такие качества, как
самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности
к школьному обучению.
Дети, обладающие высоким уровнем
самостоятельности, уверенно и легко входят в учебную деятельность. И как много
проблем встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Если ребенок умеет
бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его
школьной жизни возникнут определенные трудности.
Взрослые должны знать, что именно
трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что
именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребенка.
Ответственность должна постепенно
становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность
ребенка к школьному обучению. Следует разъяснить детям, зачем нужно учиться,
почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.
И еще одно. Ребенка нельзя пугать
школой, учителем. Его нужно заинтересовать. А для этого нужно воспитывать
глубокий интерес к учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро
выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты
следует ободрить, поддержать ребенка, помочь ему.
Таким образом «портрет» идеального
первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
Ø стремление к
общению со сверстниками;
Ø желание учиться;
Ø хорошее
здоровье;
Ø эмоциональный
настрой;
Ø грамотная речь,
связное изложение своих мыслей;
Ø самостоятельность,
стремление к сотрудничеству со взрослыми;
Ø развитая
произвольность поведения, организованность;
Ø активность,
любознательность и стремление к открытиям.
Перед школой ребенку, конечно же, нужно
отдохнуть. По возможности, проведите время летних отпусков с пользой для своего
здоровья и здоровья вашего ребенка. Вместе с тем, помните о том, что нужно
систематически выполнять с ребенком упражнения по развитию мышления,
зрительно-двигательной координации и моторики рук. Обогащайте и уточняйте
словарь ребенка через познание окружающего мира и явлений социальной
действительности.
Уважаемые папы и
мамы, бабушки и дедушки!
Вы – первые и самые важные учителя
своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что
он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько
бы мы ни прожили, мы постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье.
Последнее «вольное» лето дошкольников
приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением малыша в
первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные
усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето – достаточно долгий срок, однако
не стремитесь выполнить за него всю программу гимназии или первого класса.
Если вы ждете, что ваш ребенок будет
приносить домой только пятерки и будете стыдить его за четверки и тройки, для
него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью,
ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания.
Что для вас важнее – оценки в дневнике или реальный уровень знаний; живой
интерес и умение малыша на пробах и ошибках познавать и усваивать окружающий
мир, искать ответы на самые разные вопросы?
Наиболее предпочтительная мотивация
ребенка – интерес к учебе, сформированная система потребностей в размышлениях и
интеллектуальной деятельности, воспринимаемая ребенком как интерес «хочу в
школу» Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие
завышенных требований к предстоящим успехам и неудачам, реалистичные и
оптимистические рассказы о школе, отсутствие у ребенка страха перед возможными
ошибками – все это создает положительный эмоциональный настрой на обучение.
Если вы сомневаетесь, что ребенок
легко пойдет в школу, помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не
рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс возможностей,
поддающихся изменению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для ребенка,
легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом – со
всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься.
При подборе заданий обратите внимание
на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел немного читать
и считать, уверенно держать карандаш и ручку – с этим он будет увереннее
держать себя в школе
Вы можете многократно видоизменять свои
вопросы и задания, а можете четко придерживаться инструкции – в любом случае
ваш ребенок растет и приближается к школьным условиям. Но помните, пожалуйста,
несколько простых правил:
ü Занятия с
малышом должны быть свободно добровольными.
ü Их длительность
не должна превышать 30 минут.
ü Не пытайтесь
предлагать ребенку задания, если он утомлен.
ü Постарайтесь,
чтобы занятия носили регулярный характер и не чаще 1 раза в 1-2 дня. «Мозговой
штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен
Если вы опасаетесь за успехи своего
ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков – не
стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам.
Методические приемы обучения в школе (и при разных программах) постоянно
меняются. Существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти
вразрез с ними, что только затруднит дальнейшее обучение ребенка. Куда полезнее
будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления памяти,
восприятия, внимания, тонкой моторики рук.
Учите ребенка обращать внимание на то,
как звучат слова, вслушиваться в них, понимать их происхождение (кого называют:
рыболов, дровосек, лесоруб; почему предмет назвали мясорубка, пылесос, ледокол
и пр) Разучивайте с ним стихи, скороговорки, чистоговорки, потешки, сочиняйте
сказки. Просите пересказать увиденную по телевизору сказку своими словами.
Не пренебрегайте занятиями, где
используется мелкая пальчиковая моторика: рисование, лепка, аппликация, игры с
конструктором «Лего». Все это создает предпосылки для формирования хорошего
почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте для занятий
подручные средства – природный и бросовый материал: дать задание отделить горох
от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы по цвету, по величине,
выкладывать из спичек или счетных палочек различные рисунки: дом, елочка,
травка, забор, дорога и пр.
Существует ряд начальных знаний и умений
в области учебной деятельности, без которых процесс обучения в школе будет
весьма затруднителен.
При поступлении
в школу ребёнок должен знать:
1.
Свое
ФИО;
2.
Свою
дату рождения и возраст;
3. ФИО родителей, их профессии;
4. Домашний адрес: город, улица, дом,
подъезд, этаж, квартира;
5. Главные достопримечательности своего края;
6. Название своей страны и её столицы;
7. Дни недели, месяцы, времена года, загадки
и стихи о временах года, основные
приметы каждого времени года;
8. Названия домашних и диких животных, их
детенышей и повадки;
9. Растения и знать, где они растут;
10. Части человеческого тела;
11. Названия профессий;
12. Сказки и уметь их рассказывать;
И уметь:
1. Различать
живое и неживое, род (мужской и женский), число (единственное и множественное),
время суток; обувь, одежду, головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей;
овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду
и т.д.; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;
2. Ориентироваться
в пространстве и на бумаге, различать право-лево, верх-низ;
3. Выучить
и рассказать наизусть небольшое стихотворение;
4. Полно
и последовательно пересказывать прочитанный или прослушанный рассказ;
5. Составлять
рассказ по предъявленной картинке;
6. Запомнить
и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок;
7. Разделять
слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
8. Различать
согласные и гласные звуки;
9. Определять
последовательность и количество звуков в словах такого типа: «дом», «мак», «дуб», «суп», «зуб», «сани», «оса»;
10. Правильно
держать ручку, карандаш, кисточку;
11. Проводить
горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных,
геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм;
аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура
предметов;
12. Пользоваться
ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги,
треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры, предметы по контуру);
13. Делать
аппликации из разноцветной бумаги;
14. Лепить
из пластилина и глины;
15. Считать
от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в пределах 10;
16. Соотносить
цифру с количеством предметов;
17. Внимательно,
слушать на протяжении 30-35 минут;
18. Сохранять
правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут;
19. Выполнять
физические упражнения, играть в спортивные игры.
На пороге школьного обучения особое
значение имеет становление сферы саморегуляции. Развитие возможности управлять
своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих
психологическую готовность к обучению в школе:
§ ребенок должен
контролировать свое поведение;
§ адекватно
оценивать результаты своей и чужой деятельности;
§ планировать свою
деятельность;
§ доводить начатое
дело до логического завершения.
Первый раз в первый класс! Цветы, новая
форма, ранец, первая учительница. Главное слово «первый» Все, что впервые,
запоминается на всю жизнь! Дошкольник становится школьником, его родители – это
теперь родители ученика, его бабушки и дедушки вспоминают свое пионерское
детство и обсуждают новые, конечно же плохие, учебники.
Первое сентября – день знаний, праздник
взросления, новый этап. Однако любой праздник легко испортить. И тогда – первые
слезы, связанные со школой, легко превращаются в потоки слез, нежелание
учиться. Поэтому важно провести первое знакомство со школой грамотно. Поверьте,
это не такой уж и большой труд, который потом поможет избежать ребенку (и вам)
многих неприятностей.
Что важно
помнить родителям будущего школьника?
Толпа. Ребенок
(особенно домашний) может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед
школой. Даже если он бывал на праздничных гуляниях, в театре, цирке, ему может
стать очень неприятно оттого, что он вольется в эту толпу, станет ее частью. На
миг может возникнуть ощущение, что он совсем маленький, неотличимый от других,
что его может потерять собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару
среди будущих одноклассников. Пусть они возьмут друг друга за руки. Это обоим
даст чувство защищенности.
Учительница. Необходимо
помнить, как ее зовут, напомнить ребенку. Поупражнять в произнесении ее имени,
отчества дома, с уважением, спокойно. А впоследствии никогда не говорите при
ребенке о ней «она», «учительница», а только называя по имени, отчеству.
Хорошо, если робкий ребенок познакомится с ней заранее. Учителя детям нравятся
разные: мальчикам обычно молодые и красивые, девочкам полные и пожилые. Вообще
полнота и красота у детей ассоциируются с доброжелательностью. Если вам самим
не очень понравилась учительница, не демонстрируйте этого в присутствии
ребенка, постарайтесь избегать негативных оценок в разговоре с другими. Если вы
убеждены, что вашему дитя досталась сущая кикимора, это ваша промашка, не
выражайте вслух зависть по поводу других учителей, постарайтесь увидеть в ней
что-то хорошее и выработать уважение к ней вашего ребенка. Ведь в начальной
школе самое главное для ребенка – это его учительница.
Одежда. Ребенок
впервые надевает новую школьную одежду. Заранее хорошо примерьте ее, подгоните,
если надо, дайте немного походить в ней по дому. Если в вашей школе принято
носить форму – многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по
разному, важно, чтобы ваш ребенок нравился себе в новой одежде. Пусть
полюбуется на себя перед зеркалом, услышит комплименты, оценит количество
карманов. Одежда должна быть практичной и удобной. Выбирать одежду нужно вместе
с ребенком, при его одобрении.
Еда. Многие дети так
волнуются, что не могут хорошо позавтракать перед школой. Постарайтесь
приготовить ему на этот завтрак то, от чего он никогда не откажется. А возможно
ограничиться только фруктами. Если заставлять есть при отсутствии аппетита,
легко закрепить рвотный рефлекс, который будет проявляться при слове «школа».
Можно разбудить ребенка чуть раньше, чтобы он успел почувствовать голод.
Поинтересуйтесь, что дают детям на завтрак в школе. Если ему это не нравится,
предупредите его, что нельзя критиковать то, что другим, вероятно, покажется
лакомством.
Туалет. Выясните, где
расположен туалет для мальчиков и девочек. Для некоторых детей проблема туалета
является нерешаемой, а «промашки», совершенные в первые дни пребывания в школе,
могут иметь непредсказуемые последствия. Ваша задача – поставить ребенка в
известность, что можно сходить в туалет даже во время урока, правильно
отпросившись. Но объяснить, что все-таки желательнее ходить туда во время
перемены. Проверить, удобно ли ребенку расстегивать пуговицы или кнопки на
одежде, есть ли у него в кармашке носовой платок и бумажная салфетка.
Эти несложные советы реализовать очень
легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовьте в его
первый учебный день небольшой подарок. Хорошо, если у него на память об этом
дне останется и фотография.
И как бы ни продвигались объективные
успехи вашего ребенка в дальнейшей учебе, пусть у него будет здоровый учебный
настрой, при котором он стремился бы к знаниям, не боялся школы и плохих
отметок и был уверен в том, что отличник он или не отличник, он все равно для
вас самый любимый!
В добрый путь,
дорогой выпускник!
Удачи тебе,
будущий первоклассник!