Ақмола облысы  Жарқайың ауданы ЖК "Рамазанова"  "Солнышко" балабақшасы" мемлекеттік-жекешелік әріптестік   
ИП "Рамазанова"  Государственно-частное партнерство "Детский сад "Солнышко"  Жаркаинский район Акмолинская область

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Программа адаптации детей 3-4 лет

07.11.2017

Программа адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду:

«В согласии с собой»

 

Адаптационные возможности ребенка - это процесс развития организма

и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационных

возможностей организма зависит способность человека активно искать выход из

стрессовой ситуации.

Первый общественный опыт малыша - приход в детский сад. Придя в

дошкольное учреждение, ребенок оказывается в новых социально - психологических

условиях, в новой среде, где меняется обычный ход и образ жизни, поэтому у него

возникает чувство нестабильности. Поэтому остро стоит вопрос активизации

внутренних психических ресурсов ребенка, обеспечение им покоя и защищенности,

полноценного психологического, эмоционального развития и социального

благосостояния.

Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую

социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии может

привести к эмоциональным нарушениям или задержке темпа психофизического

развития. А игра - является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте,

поэтому она имеет значимое влияние на психическое развитие ребенка, и в

процессе совместной деятельности: игре, рисовании, конструировании, дети

приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения, учатся общаться

друг с другом, и со взрослыми.

Поэтому программа «В согласии с собой» будет наиболее

целесообразной и интересной формой работы с детьми, педагогами, родителями по

повышению уровня адаптационных возможностей детей дошкольного возраста. Занятия  с детьми способствуют сохранению психического здоровья, предотвращают

эмоциональные расстройства, развивают лучшее понимание себя и других, создают

возможности для самовыражения.

Программа

адаптации детей к условиям детского сада «В согласии с собой»:

- Ориентирована на оказание

помощи в адаптации детям дошкольного возраста, которые длительное время не

посещали ДОУ, находились на домашнем

режиме;

- Рассчитана на 7 занятий (ежедневно в течение первой недели, и 2

занятия на второй неделе, каждое по 0,5ч)

- Количество участников группы - до 7 детей;

- Форма работы: групповая, индивидуальная;

- Цель программы: создание благоприятных условий в ДОУ для повышения

адаптационных возможностей ребенка, сохранения психологического здоровья детей.

Задача

программы:

- Формирование положительной установки у ребенка на дошкольное

учреждение;

- Снятие психоэмоционального напряжения;

- Развитие навыков лучшего понимания себя и других;

- Обучение способам взаимодействия с другими посредством

формирования игровых навыков, и продуктивных форм общения со сверстниками и

взрослыми, предоставление возможности родителям увидеть своих детей в компании

сверстников, способствовать эмоциональному сближению родителей и детей;

- Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества родителей,

детей, воспитателей путем совместной творческой деятельности.

Особенности программы: предполагается коррекция и развитие

различных сторон психики ребенка, его эмоционально-личностной сферы через

познание себя, познание других и формирование навыков продуктивных форм общения

со сверстниками и взрослыми в основном средствами игры.

Ожидаемые результаты:

- Освобождение ребенка от сложных для него эмоциональных

переживаний;

- Адекватное восприятие себя и своих возможностей;

- Принятие ребенком себя и своего окружения;

- Желание

общаться, с удовольствием ходить в детский сад, играть со сверстниками.Место

проведения занятий.

Занятия

проводятся в специально оборудованной комнате, или в музыкальном зале, то есть

в изолированном помещении, где дети могут бегать, прыгать, танцевать, свободно

проявлять свои эмоции, творить, играть. В помещении должны быть столы и

стульчики, которые легко передвигаются, а также набор специального

оборудования: краски, цветные карандаши, мягкие игрушки, пластилин, бумага,

клей, ножницы, мячики, переносная песочница и т.д.

Общая

структура занятий:

1. Приветствие (ритуал, принимается в группе).

2. Упражнение для разминки и настройки на активную работу и на

контакт друг с другом.

3. Основная часть. Упражнения для знакомства детей,

психогимнастика, элементы групповой психотерапии, игры и упражнения на

самораскрытие, самопознание.

4. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

 

Тематический

план занятий программы «В согласии с собой

 

 

№ п/п

Заголовок

Количество часов, время

1

«Давайте познакомимся» (1 занятие)

Цель: знакомство, создание непринужденной атмосферы, развивать

чувство принадлежности к группе, сближение детей друг с другом.

15-30 мин.

2

«Я учусь владеть собой-1»

«Я учусь владеть собой-2»

(2 занятия)

Цель: познакомить с методами саморегуляции, повышать эмоциональный

тонус, снятие напряжения, мышечное расслабление, способствовать повышению

самооценки.

30-60 мин.

3

«Я учусь общаться с другими»

(1 занятие)

Цель: помочь ребенку почувствовать свою принадлежность к группе,

дать возможность почувствовать, что он признан другими детьми.

15-30 мин.

4

«Я учусь творить-1»

«Я учусь творить-2»

(2 занятия)

Цель: активизировать и нормализовать процесс воображения,

корректировать накопление переживания, развивать творческие способности.

30-60 мин.

5

«В мире игрушек»

(1 занятие) совместно с родителями и воспитателями.

Цель: формирование навыков взаимодействия, сотрудничества и

эмоциональной поддержки детей и родителей, содействие их эмоциональному

сближению, развитие творческих способностей.

60 мин.

 

 

 

 

Занятие 1 из программы адаптации детей

3-4 лет к условиям ДОУ: «Давайте познакомимся»

 

 

Программа

адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с

собой». Начало.

 

Цель: знакомство, создание

непринужденной атмосферы, развивать чувство принадлежности к группе,

воспитывать желание играть вместе.

Приветствие

(знакомство) «Назови свое имя»

Цель:

установить эмоциональный контакт с ребенком, познакомиться.

Дети

сидят в кругу, психолог держит в руках мяч, и говорит, что сейчас он будет

бросать мяч и называть свое имя, а дети возвращая его, называют свое имя

(напоминать во время выполнения упражнения: «Как тебя зовут?»).

Игра «Паровозик».

Цель:

воспитывать желание играть вместе, вызвать чувство симпатии к сверстникам.

Материал:

стульчик, картинка паровозика с вагончиками.

адаптация

детей 3 лет в детском саду занятия, программа по адаптации детей к детскому

саду

Сегодня

мы будем играть в «паровозики». Сначала у «паровозика» не будет вагончиков», и

тот, кого мы выберем      «паровозиком»,

будет один ездить по кругу, громко говоря «ту-ту». Затем «паровозик» пригласит

какого-то ребенка стать вагончиком, назвав его имя. Например: «Маша, иди играть,

будь моим «вагончиком», а я стану паровозиком». Приглашенный ребенок называет

имя «вагончика», а сам становится «паровозиком». Дети двигаются, говоря

«ту-ту», останавливаясь «у-у-у». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не

станут «вагончиками». Каждый ребенок, став «паровозиком», называет имена всех

«вагончиков».

 

 

Упражнение «Мягкие лапки»

 

Цель:

снять мышечное напряжение рук, развивать чувственное восприятие ребенка,

способствовать гармонизации отношений между взрослым и ребенком.

Материал:

клочок меха, кисточка, стеклянный флакончик, ожерелье, вата.

Психолог

подбирает 6 - 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку,

стеклянный флакончик, ожерелье, вату и т.д. ...

После

этого предлагает ребенку засучить рукав до локтя и объясняет, что по руке будет

ходить «зверек» и дотрагиваться к нему мягкими лапками. Ребенок должен закрыть

глаза и догадаться, какое «животное» прикасалось к руке, то есть угадать

предмет. Прикосновения должны быть приятными, легкими, нежными.

Упражнение «Закончи предложение»

 

Цель:

помочь ребенку выразить словами свои чувства, переживания, дать возможность

раскрыться, повысить уверенность в себе.

 

Дети

по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я

хочу ... ..

Я

умею ......

Я

смогу ......

Каждого

ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

 

 

 

 

 

Прощание «Передай тепло»

 

Цель:

улучшить настроение, снять тревожное состояние.

 

Дети

стоят в кругу, поворачиваются друг к другу ласково смотрят в глаза, улыбаются и

передают тепло своего сердца через рукопожатие.

 

Занятие 2 из программы

адаптации детей 3-4 лет к условиям ДОУ: «Я учусь владеть собой»

Программа

адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с

собой». Начало.

Цель:

познакомить с методами саморегуляции, повышать эмоциональный тонус, снятия

напряжения, страх, мышечное расслабление, способствовать повышению самооценки.

Приветствие

«Аплодисменты»

Цель:

поздороваться, создание положительного эмоционального настроя в группе между

детьми.

Каждый

ребенок по очереди называет свое имя, другие дети дружно хлопают в ладоши, следить

за тем, чтобы все дети получили бурные аплодисменты.

Упражнение

«Ласковый карандаш»

Цель:

снять психоэмоциональное напряжение, вызвать чувство симпатии к сверстникам.

Дети

объединяются в пары: один-художник, а другой ребенок выполняет роль полотна, на

спине ребенка художник рисует фигуры, цифры, солнышко, цветок и т. Д. Рисует

мягкими прикосновениями рук. Затем дети меняются ролями.

 

 

 

Упражнение «Потянулись и сломались»

 

Цель:

повысить произвольность процессов и самоконтроля над собственным состоянием.

Материал:

музыкальное сопровождение (спокойная мелодия).

Раздается

спокойная мелодия. Дети выполняют движения, которые показывает взрослый. Руки и

все тело тянется вверх. При этом пятки следует не отрывать от пола. Далее

делаем так:

А)

ладони будто сломались и повисли;

Б)

руки сломались в локтях и повисли;

В)

руки сломались в плечах и упали;

Г)

повисла голова;

Д)

тело сломалось поперек;

Е)

подогнулись колени;

И)

ребенок лег на пол.

Лежим

и отдыхаем. Взрослый проверяет релаксацию каждого ребенка, поднимая и опуская

конечности.

Игра «Зайчата и слоны»

 

Цель:

дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать

повышению самооценки.

Психолог

говорит: «Дети, я хочу предложить вам игру. Сначала мы будем робкими зайчатами.

Скажите, когда зайчик чувствует опасность, что он делает? Да, дрожит. Покажите,

как он это делает. Поджимает ушки, пытается стать меньше, неприметным, хвостик

и лапки трясутся. Покажите, что делают зайчата, когда видят волка? (Дети

прячутся, убегают).

А

теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как свободно,

бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся

его? Нет. Они дружат с ним, и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь.

Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». (Дети в течение

нескольких минут изображают смелого слона).

 

После

проведения игры дети садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть

и почему.

 

Прощание «Мы тебя любим»

 

Цель:

восприятие своего имени и имен других детей, создание положительного

эмоционального настроя.

Психолог.

Я сейчас по очереди буду вызывать детей в круг, мы рассматриваем ребенка,

ласково называем его имя, говоря: «Мы тебя любим» Например: «Маша, иди в круг.

Как еще можно ласково ее назвать?»

Давайте

все ласково прикоснемся к ней, говоря: «Маша, мы тебя любим». Следить, чтобы

прикоснулись ко всем детям.

Занятие 3 из программы

адаптации детей 3-4 лет к условиям ДОУ: «Я учусь владеть собой»

Программа

адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с

собой». Начало.

Приветствие «Рука к руке»

Цель:

формировать умение улыбаться другому человеку, чувствовать радость от улыбки,

делать другим приятно.

Дети

стоят в кругу, друг к другу лицом.

Психолог.

Давайте с вами улыбнемся друг другу и поздороваемся:

Ладошками,

локтями, запястьями, носочками ног (дети выполняют осторожно, ласково улыбаясь

друг другу).

 

Этюд «Цветок»

 

Цель:

учить детей выражать свои эмоции радости, удовольствия.

 

Психолог.

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семена. С семенами

проклюнулись ростки. Из ростков выросли прекрасные цветы. Нежатся цветы на

солнышке, подставляют его теплу и свету каждый свой лепесточек, поворачивая

свою голову за солнышком.

 

Выразительные

движения. Сесть на колени, голову и руки опустить; поднимается голова,

распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок взошел; голова слегка

откидывается назад, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок

расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за

солнцем.

 

Вот

на лепесточки села маленькая птичка. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь

согрейте ее медленно сложите свои пальчики, спрячьте в них птичку, подышите на

нее, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди,

отдайте птичке тепло своего сердца и посмотрите, что птичка радостно взлетела,

улыбнитесь ей, не печальтесь, она еще прилетит к вам.

 

Мимика.

Глаза полузакрытые, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Упражнение «Рубим дрова»

 

Цель:

помочь детям переключиться на активный вид деятельности, почувствовать свою

накопленную агрессивную энергию и «потратить» ее во время игры.

 

Взрослый

говорит: «Дети, кто из вас видел, как рубят дрова? Покажите, как надо держать

топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Станьте так, чтобы

вокруг оставалось немного свободного места. Будем рубить дрова, не жалея сил».

Полезно

озвучивать выдох, например, говорить: «Ха!»

Тем

детям, которые нуждаются в большей правдоподобности занятия, можно сделать

«топор», например, плотно смотать рулон бумаги, в форме топора.

 

 

 

 

Игра «Пчелка в темноте».

 

Цель:

способствовать коррекции страха темноты, замкнутого пространства, незнакомого

помещения, приучать преодолевать страх и получать от этого удовольствие.

 

Материал:

игрушечная пчелка, стульчик, полочки разной высоты, детский столик, ткань.

 

Психолог.

(рассказывает историю) Пчелка перелетала с цветка на цветок (целесообразно

использовать игрушечную пчелку, которая перелетает с лавочки на лавочку, на

стульчики, полочки разной высоты). Когда пчелка прилетела на яркий цветок с

большими лепестками, она покушала нектар, напилась росы и заснула внутри

цветка. (Используется детский столик, под который сможет залезть ребенок).

Незаметно наступила ночь, и лепестки начали закрываться. (Столик закрывается

тканью). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она

вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло

солнышко, наступило утро (ткань убирают), и пчелка стала веселится, перелетает

с цветка на цветок.

 

Прощание «Огонек дружбы»

 

Цель:

улучшить настроение, чувство сплоченности.

 

Дети

становятся в круг. Психолог просит детей стать плотнее друг к другу, вытянуть

правую руку вперед, левую руку, потом дети по команде взрослого поднимают руки

вверх, делая, таким образом, «огонек дружбы».

Занятие 4 из программы

адаптации детей 3-4 лет к условиям ДОУ: «Я учусь общаться с другими»

Программа

адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с

собой». Начало.

Цель:

помочь ребенку почувствовать свою принадлежность к группе, дать возможность

почувствовать, что он признан другими детьми.

Приветствие «На кого я похож»

Цель:

помочь ребенку лучше понять себя и свои черты характера.

Дети

сидят в кругу. Выбирается один ребенок, а остальные отвечают на вопросы

взрослого: «На какое животное она похожа? На какую птицу? На какое дерево? На

какой цветок?»

Свои

варианты вопросов может предлагать и сам ребенок. Описывается каждый ребенок по

кругу. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему

ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и тому подобное.

 

Игра «Составь конструктор»

Цель:

воспитывать желание играть вместе, развивать воображение, творческие

способности.

Детям

предлагается вместе собрать какую-то фигуру из деталей конструктора. Во время

игры взрослый помогает детям решать конфликты, возникающие при этом и

предотвращать их. После игры дети представляют свои изделия.

 

Упражнение «Поварята»

Цель:

прививать умение радоваться общему делу, успеху каждого ребенка.

Материал:

обруч (кастрюля).

Дети

сидят в кругу. Посередине лежит обруч (кастрюля). Психолог. Сейчас будем

готовить борщ. Каждый придумывает, кем он будет, каким компонентом. Психолог

называет, что класть в кастрюлю, кто себя услышал, прыгает в «кастрюлю» - круг.

Когда все компоненты в кругу - дети обнимаются и медленно покачиваются. Борщ в

кастрюле медленно, а потом все быстрее закипает. Закипел и остановился. Дети

выпрыгивают из кастрюли и возвращаются на свои места.

 

 

 

Этюд «Ласка»

Цель:

помочь ребенку почувствовать, что он признан другими детьми.

 

Под

музыкальное спокойное сопровождение ребенок с улыбкой гладит и прижимает к себе

котенка (другого ребенка). «Котенок» закрывает глаза от удовольствия, урчит и

трется головой о руки «хозяина».

 

Беседа

психолога с детьми. Как лучше играть: самому или вместе? Почему?

 

Прощание «Единое целое»

 

Цель:

помочь ребенку формировать чувство близости с другими детьми, способствовать

принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других.

 

Дети

сидя, по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал

клубок взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том,

что дети сейчас чувствуют. Начинает взрослый, показывает пример. Затем он

обращается к детям, спрашивает, хотят ли они что-то сказать. Когда клубок

возвращается к психологу, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя

себе по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них

важен и неповторим в этом целом.

Занятие 5 из программы адаптации

детей 3-4 лет к условиям ДОУ: «Я учусь творить»

Занятие 6 из программы адаптации

детей 3-4 лет к условиям ДОУ: «Я учусь творить-2»

 

 

 

Занятие 7 из программы

адаптации детей 3-4 лет к условиям ДОУ: «В мире игрушек»

Программа

адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с

собой». Начало.

 

Проводится

совместно с родителями и воспитателями

 

Цель:

формирование навыков взаимодействия, сотрудничества и эмоциональной поддержки

детей и родителей, содействие их эмоциональному сближению, развитие творческих

способностей.

 

Приветствие

«Снежный ком»

 

Цель:

знакомство, презентация себя, запоминание имен других участников группы.

 

Материал:

мяч.

 

Участники

садятся в круг и друг другу передают мяч и называют свое имя. Последний

участник повторяет имена всех участников.

 

Упражнение

«Продолжи предложение»

 

Цель:

способствовать эмоциональному сближению, налаживание контакта.

 

Психолог

предлагает родителям вернуться в детство и вспомнить свои любимые игрушки.

Затем по очереди продолжить предложение «Моя любимая игрушка ...... и почему

именно она?» Дети также продолжают это предложение.

 

Упражнение

«Солнце материнской любви»

 

Цель:

формировать понятие любви, ее проявление в жизни, воспитывать любовь к маме.

 

Упражнение

выполняют дети. Психолог рисует или прикрепляет на доске солнце как символ

материнской любви и предлагает детям перечислить все замечательные качества

своих мам. Все перечисленное детьми - это лучи солнца материнской любви.

 

адаптация

детей 3 лет в детском саду занятия

 

Упражнение

«Разговор руками»

 

Цель:

от реагирования и отработки на телесном уровне существующих отношений между

родителями и детьми, осознание родителями этого опыта.

 

Психолог

предлагает стать в паре «родитель - ребенок» напротив друг друга и выполнять

то, что просит ведущий.

 

Психолог

последовательно предлагает:

 

-

Поздороваться друг с другом указательными пальцами;

 

 

 

-

Погладить своим мизинчиком пальчик своего партнера;

 

-

Помериться силами (перетащить) с помощью средних пальчиков;

 

-

Одному из пары нужно обхватить ладонью большой палец и пытаться удержать его.

Задача партнера вырвать свой палец. После этого поменяться ролями;

 

- Попрощаться

с партнером безымянным пальцем.

 

Упражнение

выполняется правой рукой.

 

Дома

сделать это упражнение левой рукой.

 

Творческое

задание «Совместное изготовление  куклы»

 

Цель:

творческих способностей, умение работать в паре, эмоциональное сближение и

поддержка друг друга, формирование навыков взаимодействия.

 

Материал:

бусинка, пуговица, баночка от киндер - сюрприза, ткань белая и цветная,

шерстяная пряжа, игла, фурнитура для украшения куклы и др.

 

Родители

с ребенком работают в паре, воспитатель помогает.

 

Психолог

говорит, что кукла, которую мы будем сегодня изготавливать это - персонаж из

нашего внутреннего сказочного королевства. Создавая куклу мы создаем что-то

новое, открываем в себе что-то не реализованное.

 

Психолог

говорит: «Возьмите в руку камень, или бусинку загадайте то желание, которое

кукла должна для вас выполнить.

 

Представьте,

что это желание уже сбылось.

 

Положите

этот «секретик» в киндер-сюрприз. А теперь вызывайте из вашего внутреннего

сказочного королевства образ той куклы, которую вы сейчас будете делать.

 

Давайте

подсказки для воображения: кукла может быть и мужского и женского рода, может

быть ребенком, животным, молодой, старой и т.д.

 

Процесс

изготовления куклы:

 

Куклу

начинают шить с головы. Баночку от киндер-сюрприза обертывают несколькими

слоями ваты. Обтягивают чулком телесного цвета и сшивают в том месте, где будет

шея. Затем берут ткань белого цвета, которая играет роль «нижней юбки» и

продевают в это отверстие шею куклы. Пришивают «нижнюю юбку» к шее нашей куклы.

Точно так делают и второе - праздничное верхнее платье. Затем делают руки, ноги

из материала телесного цвета. Из пряжи шерсти делают волосы кукле и украшают

куклу на свой вкус. После этого пары представляют свою куклу.

 

Процесс

творческой деятельности способствует улучшению эмоциональной атмосферы между

родителями и детьми. Предоставляет возможность проявить свои творческие

способности и хорошо провести время с собственным ребенком.

 

Просмотров: 424


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст