Возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста 5-6лет
Старший дошкольный возраст играет особую
роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-6 лет характеризуется
активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции
тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно
развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и
устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений.
При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы
туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно
кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство
физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но
самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются
представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении
гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.),
закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес
к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств,
движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей
нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные
нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно
сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом
возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро
утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей
физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе
воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной
регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания
взрослых.
Формируются социальные представления
морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного,
ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети
активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со
сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют
представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры
из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны
и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и
недостаточно объективны.
Расширяются интеллектуальные возможности
детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка
приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет
существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать
причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие
отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь;
вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней
недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно
уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо,
вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших
дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и
семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и
факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и
многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить
полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких
философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми
привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о
космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.
Дети с живым интересом слушают истории из
жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными
видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в
современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого
дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно
ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах
наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические
рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают
маленькие «открытия».
В старшем дошкольном возрасте возрастают
возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего
воспроизведения материала, более устойчивым становится
внимание. Происходит развитие всех познавательных психических
процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и
точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух,
значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,
систематизируются представления детей.
Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь
увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя
практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень
трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная,
монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание
небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он
был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На
шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и
дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых
детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих
звуков, звуков [л], [р].
Развивается продуктивное воображение, способность
воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры,
например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы,
волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх,
театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование – любимое занятие старших
дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием
демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются
мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших
дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности
приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник
становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается
система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший
дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.
Дети становятся избирательны во
взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые
контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти
группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с
кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все
более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом
игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские,
строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры,
игровое экспериментирование.
Определяются игровые интересы и
предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое
пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной
игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками,
складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства.
Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате
взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка
появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Более активно проявляется интерес к
сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся
договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает
детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета
интересов партнеров.
Увеличивается интерес
старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к
себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими
знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает
самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное,
деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.