Ақмола облысы  Жарқайың ауданы ЖК "Рамазанова"  "Солнышко" балабақшасы" мемлекеттік-жекешелік әріптестік   
ИП "Рамазанова"  Государственно-частное партнерство "Детский сад "Солнышко"  Жаркаинский район Акмолинская область

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Родительское собрание № 1 в группе "Лучики"

11.10.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Возрастные особенности детей старшего

дошкольного возраста 5-6лет

Старший дошкольный возраст играет особую

роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые

психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-6 лет характеризуется

активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции

тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно

развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и

устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении большинства движений.

При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы

туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно

кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство

физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но

самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются

представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении

гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.),

закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют  интерес

к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств,

движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей

нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные

нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно

сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом

возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро

утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей

физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе

воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной

регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания

взрослых.  

Формируются социальные представления

морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного,

ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети

активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со

сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют

представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры

из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны

и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и

недостаточно объективны.

Расширяются интеллектуальные возможности

детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка

приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет

существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать

причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие

отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь;

вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней

недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно

уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо,

вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших

дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и

семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и

факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и

многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить

полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких

философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми

привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о

космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из

жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными

видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в

современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого

дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно

ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах

наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические

рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают

маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают

возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего

воспроизведения материала, более устойчивым становится

внимание. Происходит развитие всех познавательных психических

процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и

точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух,

значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,

систематизируются представления детей.

Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь

увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя

практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень

трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная,

монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание

небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он

был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На

шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и

дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых

детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих

звуков, звуков [л], [р].

Развивается продуктивное воображение, способность

воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры,

например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы,

волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх,

театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование – любимое занятие старших

дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием

демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются

мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших

дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности

приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник

становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается

система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший

дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети становятся избирательны во

взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые

контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти

группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с

кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все

более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом

игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские,

строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры,

игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и

предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое

пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной

игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками,

складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства.

Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате

взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка

появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к

сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся

договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает

детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета

интересов партнеров.

Увеличивается интерес

старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к

себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими

знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает

самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное,

деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

 

Просмотров: 280


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст