ГККП «Детский сад « Солнышко»
при Отделе образования
Жаркаинского района
Доклад
на августовскую конференцию
Тема: «Организация прогулок в детском саду в соответствии с
Общеобразовательной учебной программой дошкольного воспитания и обучения РК»
Подготовила: воспитатель Хайришева З.К.
г. Державинск
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1.
Значение прогулки в развитии детей
дошкольного возраста. Виды прогулок.
2.
Требования к оборудованию и
санитарному состоянию участка ДОУ для проведения прогулок.
3.
Структура прогулки.
Заключение.
Введение.
Лето – самая благодатная пора для
сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного
всестороннего психического и физического развития. Летний период наиболее
оптимален и благоприятен для проведения оздоровительной и
воспитательно-развивающей работы с дошкольниками.
Воспитательно-образовательная работа с
детьми в этот период времени осуществляется, как правило, на улице. Режим
работы подобран так, что летом дети постоянно находятся на свежем воздухе. Это
не предполагает отмены образовательной деятельности с дошкольниками, а наоборот
расширяет возможности воспитателей проводить полноценную работу с детьми
на прогулке. Это и беседы, и сюжетно-ролевые игры, игры с водой и песком,
различные наблюдения, труд в природе и т.д.
К структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования предусматривает решение программных
образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных
моментов, таких как прогулка.
В ходе прогулки возможна интеграция
5 образовательных областей, таких как
«Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Социум», «Творчество».
Задачи образовательной области
«Здоровье»
Задачи образовательной области «Здоровье» решаются на прогулке в ходе подвижных игр с
детьми и развития основных движений, закаливающих процедур и составляют одно направление
— здоровье.
Задачи образовательной области «Социум»
решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых,
наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и
составляют одно направление — социально-личностное развитие.
Задачи образовательных областей
«Познание» и «Коммуникация» решаются на
прогулке через наблюдения, ознакомление с трудом взрослых, экспериментирования с предметами окружающего
мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр
с детьми.
Задачи образовательной области «Творчество»
решается на прогулке через организацию самостоятельной деятельности, творческие
конкурсы, развлечения.
Содержательные связи между разными
разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное
содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя
представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к
живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает
задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и
познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной
игровой деятельности.
Интегративный подход к проведению
прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и
практическую сферы личности ребенка.
1.
Значение прогулки в развитии детей дошкольного
возраста.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет
большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым
и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует
повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям
внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много
двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен,
улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся
более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются
двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается
жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному
развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем
мире.
Режим дня детского сада предусматривает
ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после
полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая
продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.
- Для достижения оздоровительного
эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание
детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
-Время выхода на прогулку каждой
возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для
прогулок является сила ветра более 15 м/с. и осадки.
Виды прогулки (по месту проведения):
· на участке ДОУ;
· пешеходные
прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст);
· в функциональных
помещениях детского сада (при плохой погоде).
Виды прогулок по содержанию:
· традиционная;
· тематическая;
· целевая
(проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
· экскурсия, поход
(проводится систематически со средней группы).
Целевые прогулки. Воспитатель
организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за
пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки
проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится
детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и
на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель
показывает дома, транспорт,, пешеходов, средней — здания общественного
назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся
целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с
правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
На целевых прогулках дети получают много
непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор,
углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и
любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на
физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей
определенной выдержки, организованности и выносливости.
Перед выходом за пределы ДОУ необходимо
соблюсти все необходимые требования: собрать подпись родителей на выход детей
за пределы ДОУ, составить маршрут, написать заявление с указанием количества
детей и сопровождающих.
2.
Требования к
оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения
прогулок.
Для осуществления задач всестороннего развития
детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и
гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок.
Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком,
отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для
проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с
песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными
игрушками.
На участке должно быть оборудование для
развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и
шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для
упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть
прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам
детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в
соответствии с намеченным планом работы.
Помимо игровых площадок на участке
необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой
и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.
Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя,
дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У
входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время
на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток
(если позволяют условия).
3.
Структура
прогулки:
Содержание детей на прогулке зависит от
времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Чтобы дети охотно собирались на
прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей
интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.
Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с
большой охотой.
Правильно организованные и продуманные
прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Наблюдение.
Подвижные игры: 2-3 игры большой
подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,
дидактические игры.
Индивидуальная работа с детьми.
Труд детей на участке.
Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных
компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего
занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной
активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно
провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было
физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или
спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до
15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится
наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной
жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а
также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны
занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте
наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но
каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
· живая природа:
растения и животные;
· неживая природа:
сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
· труд взрослых.
· наблюдения за
трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в
квартал.
Виды наблюдения:
Кратковременные наблюдения организуются
для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся
различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и
характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения,
издаваемые звуки и т.д.
Длительные наблюдения организуются для
накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях
в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что
было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен
всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями
объекта;
3. идет накопление представлений у
детей;
4. проводятся сопоставления;
5.делаются выводы и устанавливаются
связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают
возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные
игры.
Ведущее место на прогулке отводится
играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения,
снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года,
погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с
игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные
игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду
(особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не
требуют большого пространства.
Время проведения подвижных игр и
физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в
средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней
прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и
подготовительных — 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и
(повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются
игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель
распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может
справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной
группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами
соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или
игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение
детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной
подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Игры с высоким уровнем интенсивности
движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка,
так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно
сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания,
может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных
упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные
развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики.
Индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа на прогулке
тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких – либо навыков,
разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими
детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление
материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Важно,
чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее
необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Приемом стимуляции детской активности
являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в
течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в
начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый
листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и
т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
На прогулках осуществляется работа и по
развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения,
закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить
с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Самостоятельная
игровая деятельность детей.
Во время самостоятельной игровой
деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий,
повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в
процессе сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель поощряет игры в семью,
космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать
или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творческие игры)
играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и
наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а
затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за
тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не
перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более
спокойных играх.
Для организации самостоятельной
деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия
труда для трудовой деятельности. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические
требования к хранению и размещению выносного материала.
Трудовая
деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет
трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания
были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали
5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей
являются:
· индивидуальные
трудовые поручения;
· работа в группах;
· коллективный
труд.
· индивидуальные
трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность
формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время
коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда,
согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают
индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например,
взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к
кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу
организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости
друг от друга
В средней группе одновременно могут
работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется
постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
показ и объяснение всего задания —
последовательные этапы.
У детей старшего
возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу,
представить результат ее выполнения, определить последовательность операций,
отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой
деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся
длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Примерно за полчаса до окончания
прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки,
оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети
тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают
тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
В течение всего года в обязательном
порядке проводится и вечерняя
прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на
вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия.
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и
показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему,
организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за
каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Однако
необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой
подвижности, возбуждающих нервную систему детей. При организации всех видов
деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности
детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и
приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения.
Главное — сделать так, чтобы на прогулке
не было скучно. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило,
идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это
уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка
новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама
природа, развить внимание, память и т. п.
Заключение
Прогулка занимает в режиме дня детей
дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое
значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину
дня. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического
развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания
детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости
к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным
заболеваниям.
На прогулке дети играют, много
двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен,
улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся
более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются
двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается
жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время
пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и
знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного
движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления
об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы
нравственного воспитания.
Таким образом, правильно организованные
и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития
детей.
Список интернет-ресурсов:
1.
Общеобразовательная
учебная программа дошкольного воспитания и обучения РК.
2.
http://doshkolnik.ru/sport-trenirovki/11867.html
3.
http://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-progulok-v-dou-65242.html
4.
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksevna-petrova/organizacija-i-metodika-provedenija-progulki.html