Консультация для
педагогов д/с «Солнышко»:
«Воспитание
культуры поведения у детей».
Подготовила: методист
д/с Адасюк Е.А.
Культуру поведения нужно воспитывать у
детей с дошкольного возраста. Взрослые могут своим положительным
примером воспитать культурного ребёнка.
Культура
поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с
нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляют их.
Я хочу выделить следующие
компоненты культуры поведения дошкольников:
·
культура деятельности,
·
культура общения,
·
культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности
проявляются в поведении ребёнка на занятиях, в
играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности
это значит воспитывать у него умение
содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку
доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам и книгам.
В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться готовить
все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым
замыслом. Важный показатель культуры деятельности
это естественная тяга к интересным, содержательным увлечениям, а также умение
дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребёнок
учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять
гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для
формирования у него навыков эффективной организации труда.
Для реализации достигнутого
в воспитании культуры трудовой деятельности можно
использовать такие показатели, как умение и желание ребёнка трудиться, интерес
к выполняемой работе, понимание её цели и общественного смысла; активность,
самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого
результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения
предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и
сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и быту.
Культура общения
предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться
от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо
учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен
понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в
определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать
руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в
сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои
чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.
Культура общения обязательно
предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение
говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте,
когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить
простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы»,корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без
скороговорки или растягивании слов. Не менее важно в это же время научить
ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора,
смотреть в лицо партнёру.
Культурно-гигиенические навыки
это важная составная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски,
одежды, обуви продиктована не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны
понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что
любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную
одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью,
поступками, как правило, небрежен и в работе.
Родители должны постоянно
помнить, привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические,
приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Культуру еды часто
относят к гигиеническим навыкам. Но её значение не только в выполнении
физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект, так как поведение за столом основывается на уважении к
сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить
определённые правила: нельзя класть локти на
стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу;
бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми
приборами. Овладение культурой еды
это нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять
формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, что бы дети ели с удовольствием,
аппетитом и опрятно.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно
определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм
повседневного поведения в быту, в общении, в
различных видах деятельности.
Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой
цивилизации, составная часть
общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена
общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила
обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой,
Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее
эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного
возраста является художественная литература. Художественная литература
воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость,
эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
В
связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного
возраста необходимо формировать культуру поведения и тем, что в дошкольных
образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, а такое
эффективное средство как художественная литература используется эпизодически.
О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия
художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие,
воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание
идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной
литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Художественное
восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и
совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и
собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия
дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом
развитии: от двух до пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова,
становится для ребенка самоценным.
Процесс
развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте.
Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений,
ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность
художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание
героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно
действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.
Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные
драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе
справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста
становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом,
фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий,
драматических ситуаций, разнообразных мотивов
(коварство, чудесная помощь,
противодействие злых и добрых сил и др.), с
яркими, сильными характерами героев.
Художественное
произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и
смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут
дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих
суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека
в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета,
сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось
наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать
реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши,
небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет
восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает
необходимость помощи взрослого.
Дети
старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства
воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его
художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать
ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные
другими поэтами.
Воспринимая поэтические образы, дети получают
эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма,
мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. В работе со старшими дошкольниками
продолжают активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки издавна
употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы
эмоционально окрасит значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы
и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но
поговорка – принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться
и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные
пословицы могут им внушить некоторые правила поведения.
Старший
дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от
предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов
деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного
художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство
слова отражает действительность через художественные образы, показывает
наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает
ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Под
средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры,
которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в
формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры
поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести
развивающую среду, игру, художественную литературу. Велика роль занятий по
чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с
окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а
порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но
и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание
стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие
взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Художественная
литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его
восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство
захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю,
развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Используя
художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог
должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и
проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей
гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в
жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые
искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать.
Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные
произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по
содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные
переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в
другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они
обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях,
формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно
ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои,
а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н.
Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход
событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется.
Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других
ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель:
закрепить возникшие
у детей чувства и представления о том, что
переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.
Представления,
полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный
опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует
возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и
окружающих людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, беседы по содержанию произведений
художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных
мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих
поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность
взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности
тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения,
которые дети могут использовать как образцы для подражания.