Тренинг для родителей «Когда в семье
«тяжелые» родители»
Цель
тренинга: помочь родителям найти пути к
пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской
компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов
эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного
взаимодействия с детьми в семье.
Психолог детского сада: Здравствуйте! Сегодня мы
собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, стать
лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться
общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого
человека, а для развития ребенка оно является более важным. В процессе общения
с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между
собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в
своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном
примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее
эффективными, а какие - наоборот, заставить задуматься об изменении своего
отношения к детям.
1. Приветствие «Передай пакет»
Цель: стимулировать внимание
участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать
родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Ведущий: Перед тем, как мы
приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться
нам поможет игровая разминка.
Предлагаю вам бумажный пакет,
на каждом из пакетов, сложенных друг в друга, написаны задания. Пакет передаете
по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под
музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент
оказался пакет снимает верхний слой и читает, и выполняет задание. Игра будет
продолжать пока все слои пакетов не закончатся.
Примеры вопросов и задач:
назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы
слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую
песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из
детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?
Ведущий: Уважаемые родители!
Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить предлагаю оставить в
своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней
встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах,
потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать
их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и
достижение полного взаимопонимания.
Откройте дневники и заполните
первую страницу.
2. Презентация «Давайте
познакомимся» (работа в дневниках)
Имя______________________________________
____________________________________________________________
Ваше
кредо______________________________________________________________________
Ваши семейные
ценности___________________________________________________
Для эффективности работы
предлагаю вам заполнить бейджик своим именем.
3.
Задача «Цветок» (работа в дневниках)
Ведущий: Народная мудрость
гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите
привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует
обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные
качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».
Инструкция: предлагаю заполнить
лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова,
а на лепестках положительные качества ребенка.
Вывод: лепестков много и видимо
Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с
положительной стороны.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас
это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять?
Почему?
Мне
очень бы хотелось, чтобы вы поиграли игру
«Запрет».
4. Игровое упражнение «Запрет».
Ведущий выбирает одного из
родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.
Ведущий: посмотрите пожалуйста
на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник
выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы
он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам,
бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю
прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает
руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть
ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает
уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот).
Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться
со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Эти все действия и слова
родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти
компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для
решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги - обуть
резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть
руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши -
разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать
ребенка;
Ведущий: вместе мы с вами нашли
варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир,
только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок
развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Сделав вывод хочу прочитать
сказку Дмитрия Соколова «Фиолетовый котенок».
Игровое упражнение «Как тебе
лучше?»
Психолог: приглашаю родителей
объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте.
Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение
своего напарника - «ребенка»
Условия прохождения: один
участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение
сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе
говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И
последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь,
вперед».
Вывод: выполняя упражнение
каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали?
В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел,
или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие
наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.
Нужно взвешенно выбирать
выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его
поступков.
Ведущий: на данном примере вы
видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи
объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.
6. Упражнение «Модели
воспитания»
Ведущий: Модели воспитания -
это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль
принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В некоторых
случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях
реализуете другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют
в своей практике несколько моделей одновременно.
Воспитание бывает более
проблемным, спорным, а бывает достаточно удачным и правильным. Возьмите
карточки на которых изображены рисунки которые отражают те или иные модели
воспитания. Каждой паре следует проанализировать изображения.
Психолог после анализа каждой
модели воспитания предлагает ответить на вопрос.
-На ваш взгляд, какая модель
воспитания наиболее способствует формированию личности ребенка и его
социально-нравственному развитию.
Обсуждение родителей.
Вывод: надеюсь, что после
обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя, что воспитывая в
них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально
достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и
психически здорового малыша в современном обществе.
Ведущий: для того чтобы узнать
еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком предлагаю принять участие в
эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно,
внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.
7. Упражнение «Стаканы»
Цель: с помощью метафоры
обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию
ребенка
Материал: три стакана с водой,
чайная ложка, золотой порошок, ком земли.
Инструкция: перед Вами три
стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся
с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают
формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Итак, возьмем первый стакан и
оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка,
что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек
земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим
золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми
искорками.
Вывод: Так происходит и в
воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и
надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы
вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им,
оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы
вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам
доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.
Ведущий: научились, узнали,
получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и
взаимодействия со своим ребенком.
8. Упражнение «Венок желаний»
Подведение итогов тренинга.
Я узнала,
что____________________________________________________________________
Было интересно
_______________________________________________________________
Всегда буду
____________________________________________________________________
Вывод: очень благодарна за нашу
встречу, спасибо за активное, продуктивное участие. Напишите пожелания, может
быть проблему нашей следующей встречи.