Ақмола облысы  Жарқайың ауданы ЖК "Рамазанова"  "Солнышко" балабақшасы" мемлекеттік-жекешелік әріптестік   
ИП "Рамазанова"  Государственно-частное партнерство "Детский сад "Солнышко"  Жаркаинский район Акмолинская область

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад «Формирование нравственно-духовных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».

11.01.2017

«Каким

я вижу Казахстан будущего?

Я

твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – это общество образованных,

свободных

людей, говорящих на трех языках.

Они

– граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям.

 Они трудолюбивы. Они – патриоты своей страны.

Я

убежден, что Казахстан 2050 года – это общество Всеобщего труда.

 Это государство с сильной экономикой, где все

делается для человека.

Где

лучшее образование, лучшее здравоохранение.

Где

царят мир и спокойствие.

Где

граждане свободны и равны, а власть справедлива.

Где

верховенство закона.

Я

верю в то, что мы движемся правильным курсом,

и

ничто не сможет сбить нас с верного пути.

Если

мы будем сильны, с нами будут считаться.

Если

мы будет надеяться на чудо или полагаться на других,

мы

растеряем достигнутое.

И

сегодня мы должны сделать единственно верный выбор»

Н.А.Назарбаев

 

 

Мы живем в мире обновляющегося государства. Причем

обновление идет как ширь, так и вглубь, затрагивая все сферы жизни. Сегодня мы

по-новому осмысливаем общечеловеческие ценности. Возвращается исконный смысл

таким понятиям, как воспитание, образованность, честность, порядочность,

доброта, трудолюбие, гордость, патриотизм.

Казахстанцам пора понять: истоки возрождения

культуры в народных традициях, утрата которых и привела общество к

бескультурью, неоправданной озлобленности, неумению слушать друг друга. Мы, в

подавляющем большинстве, довольно невоспитанные люди. Не знаем, как себя вести

в транспорте, на улице, в общественных местах, магазинах. Имеем смутное

представление о правилах хорошего тона, о вежливости, о культуре поведения.

Сегодня в современном Казахстане идет интенсивный

поиск новых подходов к воспитанию и возвышению его роли. Уже в дошкольном

возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые

положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и

воспитанности и отвечали всем нормам казахстанской морали. «Культурное,

духовное и нравственное  воспитание

ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до

грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

Воспитанность не образуется сама по себе, как

полагают некоторые родители. Само определение «воспитанность» говорит о том,

что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания

посредством убеждения и личного положительного примера поведения родителей,

учителей, сверстников, общества.

Какие наиболее нравственные качества мы хотим видеть

в наших детях?

Современной методологической основой национального

воспитания является Национальная идея «Мәңгілік Ел».

Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел,

представленной президентом – это гражданское равенство; трудолюбие; честность;

 культ

учености и образования; светская страна - страна толерантности.

 

За 25 лет  суверенного развития Казахстана созданы

главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент

будущего нашей страны. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавшие

испытание временем.

 

Во - первых, это Независимость Казахстана и Астана.

Во - вторых, национальное единство, мир и согласие в

нашем обществе.

В - третьих, это светское общество и высокая

духовность.

В - четвертых, экономический рост на основе

индустриализации и инноваций.

В - пятых, это Общество Всеобщего Труда.

В - шестых, общность истории, культуры и языка.

В - седьмых, это национальная безопасность и глобальное

участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем, ЭКСПО 2017.

 

В этих государствообразующих, общенациональных ценностях

заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма»


 В этом случае

гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного

государства.

 

Гражданственность, патриотизм. Что значит быть

гражданином? Вопрос не простой и не праздный, особенно для тех, станет  взрослым человеком. Взрослым человеком –

взрослым гражданином, лицом, которое пользуется всеми правами и должно

выполнять свои обязанности, определенные законами государства.

Сумеют ли наши дошкольники стать гражданами своей страны? Это зависит от того, как они уже сейчас относятся

к происходящему вокруг, к собственным поступкам, от того, сумеет ли он сказать

человеку, что думает о его неправильных действиях.

Наиболее актуальной и фундаментальной чертой

характера современного подроста, будущего надежного гражданина нашей страны

является трудолюбие, заключающее в положительном отношении личности к трудовой

деятельности. Трудолюбие очень важно в жизни – необходимо, потому что это

естественно для человека чувствовать себя нужным, знать что сделал что-то хорошее,

создал что-то хорошее, оставил после себя след в этой жизни.

 Трудолюбие

нужно воспитывать – его не нужно перевоспитывать, оно есть в нас самих, это

наша сущность. Трудолюбие надо поддерживать с самого раннего детства и давать

ребенку возможность работать и помогать нам, а впоследствии проявлять

трудолюбие в области, где ему интересно и действительно нравится проявлять его.

Мораль нашего сегодняшнего общества диктует нам

подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, товарищество,

взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу

правил поведения, в основу национальной идеи «Мәңгілік Ел», обсуждаемой

педагогической общественностью Казахстана.

У разных народов разные обычаи. Различия

обуславливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими

факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому.

Считаю, что Президенту нашего государства

принадлежит огромная заслуга в сохранении и поддержке мира и согласия среди

всех населяющих на территории республики наций, конфессий – воспитание и

формирование с малых лет у каждого казахстанца бережного чувства языковой

толерантности. Нурсултан Назарбаев прикладывает все силы для развития

уважительного отношения этносов друг к другу, проживающих на казахстанской  территории; соблюдение гражданских, языковых

прав и экономических интересов их носителей, обеспечение возможности для всех

этносов пользоваться родными языками в любых коммуникативных сферах, где это возможно

на данном уровне развития того или иного языка.

Мы живем в эпоху новой эры, в период критической

переоценки старого, и полны творческого рвения во имя будущего. Нашему обществу

должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности

друг к другу. С правилами поведения, этикета, морали молодое поколение

казахстанцев должно срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и

непосредственнее станет казахстанское общество.

У Иоанна Златоуста есть такие прекрасные слова:

«Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитывать их в добродетели –

дело ума и воли». Из семени – дерево, из дерева – плод, из плода – семя – всем

известная истина. Я думаю, нам, взрослым, не стоит забывать о том, что дети -

это наше отражение и надо стараться быть достойным примером ВО ВСЕМ для наших

детей.

Общий вектор Концептуальных основ воспитания

сегодняшнего подростающего поколения направлен на

формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего

развитыми духовно-нравственными качествами, способного к сотрудничеству и

межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу

страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстан −

2050» − «Мәңгілік Ел».

Национальной идеей, воплощающей в себе патриотические качества

граждан республики, является патриотический акт «Мәңгілік Ел». Это, по словам

Лидера нации, «идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков».

 

Цель программы

: формирование

основ патриотизма у детей дошкольного возраста в контексте реализации национальной

идеи «Мәңгілік Ел» посредством развития национального самосознания, ценностного

отношения личности ребенка к обществу, государству, к идеям и ценностям их

возрождения и развития.

Задачи:

1. Приобщить

подрастающее поколение к системе социокультурных ценностей, отражающих

богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа. Определить

основные направления и содержание патриотического воспитания в контексте

национальной идеи «Мәңгілік Ел».

2. Создать

конкретные образовательные условия для проявления гражданственности,

патриотизма, воспитания уважительного отношения к людям труда и положительного

отношения к труду, включения в социально значимую деятельность.

3.

Систематизировать планирование воспитательных мероприятий с учетом возрастной

группы дошкольников: младшая группа, средняя группа, старшая группа

4. Отследить

результативность степени сформированности патриотических качеств у

дошкольников.

Цель

научно-методического сопровождения: повысить уровень профессиональной

компетентности педагогов в вопросах формирования патриотического воспитания в

контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел».

Задачи

научно-методического сопровождения:

‒ создать систему

непрерывного образования педагогов по обозначенной теме посредством

самообразования, посещения постоянно действующего семинара «Методы и формы

формирования казахстанского патриотизма», участия в технологических тренингах,

практикумах, взаимопосещения занятий, мастер-классов, участия в курсовой

подготовке и других формах повышения квалификации;

‒ инициировать

внедрение проектной технологии для разработки авторских программ духовно-

нравственного воспитания;

‒ разработать

систему мониторинга по отслеживанию степени сформированности патриотических

качеств;

‒ проводить

мероприятия по просвещению родителей в вопросах формирования основ духовно-

нравственных  качеств у детей.

 

 

Ожидаемые

результаты целенаправленной работы:

Для педагогического

коллектива

Для воспитанников

1.Повысится уровень

профессиональной компетентности в вопросах формирования патриотических,

духовно-нравственных качеств личности дошкольника

1. Овладеют знаниями об

истории своего края, своей Родины. Познакомятся с важными историческими

датами

2. Будут сформированы

умения проведения психолого-педагогических диагностик; коррекционных

мероприятий; отслеживания, в форме мониторинга, промежуточных и итоговых

результатов

2. Научатся беречь

историческое и культурное достояние. Будут стремиться внести свой посильный

вклад в сохранение и укрепление достояний страны

3. Расширится методический арсенал по использованию методов,

форм, приемов, техник воспитания

3. Разовьются

коллективистские качества, взаимопомощь, взаимоподдержка

4. Овладеют навыками

проектной деятельности

4. Научатся толерантности,

уважительному отношению к людям разной национальности, умению ценить дружбу

5. Повысится аналитическая

культура

5. Повысится мотивация к

изучению истории своей семьи,  сохранению и  укреплению семейных

традиций

6. Повысится уровень

саморефлексии, самоактуализации

6. Будут развиты творческие

способности детей

7. Повысится мотивация к

изучению педагогического опыта и обобщению собственной практики. Будет создан

банк методических разработок по патриотическому воспитанию дошкольников.

7. Осознают идейное и

смысловое значение нравственных категорий:   честь, долг,

ответственность, мужество, героизм.

 

Программу развития патриотического воспитания в

контексте национальной идеи «Мәнгілік Ел» можно реализовать в течении 2 лет, на

фоне проектной деятельности, с непосредственным участием родителей,

воспитанников.

Этапы

• Первый этап – организационно-диагностический (сентябрь

–октябрь 2016г.);

• Второй этап – практический (ноябрь 2016- апрель

2018 гг.);

• Третий этап - обобщающий (май 2018 г.)

В рамках первого этапа – организационно-диагностического

(сентябрь - октябрь 2016г.) провести  следующие мероприятия:

‒ создать творческая группу педагогов -

разработчиков проекта;

‒ определить 

и изучить  нормативно-правовую

базу темы исследования;

‒ определить и конкретизировать содержание предметно-пространственной

развивающей образовательной среды, которая выстраивается с учетом регионального

компонента;

‒ разработать  содержание мониторинговых исследований на

определение степени сформированности духовно – нравственных, патриотических

качеств у дошкольников;

‒ изучить  педагогические возможности проектной

технологии для разработки авторских программ по формированию основ патриотизма;

‒ отобрать  и

систематизировать учебно-методический комплекс для проведения занятий с детьми

с учетом возрастных особенностей.

В рамках второго этапа – практического (ноябрь  2016 - апрель 2018 гг.) провести  и запланировать в дальнейшем проведение

следующих мероприятий:

‒ рецензирование и апробация авторских программ по

формированию патриотизма у дошкольников: младший дошкольный возраст - «Моя

семья-моя малая Родина»; средний дошкольный возраст - «Мой край-Державинск»;

старший дошкольный возраст - «Моя Родина - Казахстан».

‒ Сбор этнографического материала для открытия музея

по следующим экспозициям:

 казахская

юрта;

 народные

промыслы и ремесла;

 национальные

праздники.

‒ Организовать сотрудничество с

культурно-историческим центром  г.

Аркалыка.

‒ Организовать  просветительскую, методическую работу  среди родителей по исследуемой теме в форме

родительских лекториев, демонстрации презентационных материалов, родительских

собраний. Родители детей привлекаются для участия в подготовке и проведении

мероприятий, к сбору экспонатов музея, к проведению творческих выставок, акций,

изготовления буклетов и т.д.

‒ Провести мониторинговые процедуры: диагностика

начальных знаний по теме; планирование и проведение промежуточной и итоговой

диагностики.

‒ Разработать содержание возможных коррекционных

мероприятий.

В рамках третьего этапа – обобщающего (май 2018 г.) запланировать

представить накопленный опыт в виде методического пособия и рекомендаций по

формированию патриотических качеств дошкольников в контексте национальной идеи

«Мәнгілік Ел».

 Предлагаемый  

мониторинг степени сформированности патриотических качеств личности

дошкольника включает три этапа диагностики: начальный, промежуточный и

итоговый.

Допустим, для старшего дошкольного возраста он

включает следующие аспекты оценивания:

Критерии оценивания

Уровни

проявления

Не проявляется

 В меньшей степени

В большей степени

Осознает содержание

 понятий «Родина», государственные символы: герб, флаг, гимн; патриот,

мужество, героизм, честь

 

 

 

Знает национальные

праздники и почему они отмечаются: День Независимости, Наурыз, День Конституции,

День Президента

 

 

 

Знает национальные традиции

 

 

 

Знает историю города,

исторических мест, исторических памятников

 

 

 

Знает героев -казахстанцев

 

 

 

Знает природные богатства

страны, региона

 

 

 

Знает представителей флоры и фауны

 

 

 

Умеет составить

тематический рассказ  о своем городе, его достопримечательностях

 

 

 

Умеет построить

умозаключение

 

 

 

 

Воспитательные модули по  нравственно- духовному, патриотическому

воспитанию включают следующие разделы:

‒ Любовь к родителям, родному дому, к родным и

близким людям.

‒ Воспитание и уважение к старшим, к людям труда

(приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов,

проявление уважения к людям пожилого возраста).

‒ Любовь к родной природе, охрана окружающей среды.

‒ Моя Родина - Казахстан. Мой город – Державинск.

‒ Казахстан многонациональный. Дружба народов.

‒ Человек – защитник своего Отечества (любовь,

забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма,

толерантность).

Так, модуль «Любовь к родителям, родному дому, к

родным и близким людям» для старших дошкольников ставит целью формирование духовного

единства, сплоченности в семье, знание и уважение семейных традиций и включает

в содержание следующие мероприятия:

‒ составление генеалогического древа и представление

проекта герба семьи «Моя родословная»;

‒ интерактивную игру « Профессия моих родителей. Кем

мечтаю я стать»;

‒ фотоколлаж «Наши семейные традиции»;

‒ семейную акцию « Мы - за здоровый образ жизни»;

‒ конкурс рисунков « Мама, папа, я – дружная семья»;

‒ выпуск буклета «Бабушкины рецепты или как не

заболеть зимой»;

‒ конкурс « Семья года».

По итогам реализации воспитательных модулей в

педагогическом коллективе запланировать проведение педагогического совета, на

котором будут представлены  опыты  коллектива по реализации воспитательной модели

патриотического воспитания в контексте национальной идеи «Мәнгілік Ел».

 

Просмотров: 737


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст