«Каким
я вижу Казахстан будущего?
Я
твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – это общество образованных,
свободных
людей, говорящих на трех языках.
Они
– граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям.
Они трудолюбивы. Они – патриоты своей страны.
Я
убежден, что Казахстан 2050 года – это общество Всеобщего труда.
Это государство с сильной экономикой, где все
делается для человека.
Где
лучшее образование, лучшее здравоохранение.
Где
царят мир и спокойствие.
Где
граждане свободны и равны, а власть справедлива.
Где
верховенство закона.
Я
верю в то, что мы движемся правильным курсом,
и
ничто не сможет сбить нас с верного пути.
Если
мы будем сильны, с нами будут считаться.
Если
мы будет надеяться на чудо или полагаться на других,
мы
растеряем достигнутое.
И
сегодня мы должны сделать единственно верный выбор»
Н.А.Назарбаев
Мы живем в мире обновляющегося государства. Причем
обновление идет как ширь, так и вглубь, затрагивая все сферы жизни. Сегодня мы
по-новому осмысливаем общечеловеческие ценности. Возвращается исконный смысл
таким понятиям, как воспитание, образованность, честность, порядочность,
доброта, трудолюбие, гордость, патриотизм.
Казахстанцам пора понять: истоки возрождения
культуры в народных традициях, утрата которых и привела общество к
бескультурью, неоправданной озлобленности, неумению слушать друг друга. Мы, в
подавляющем большинстве, довольно невоспитанные люди. Не знаем, как себя вести
в транспорте, на улице, в общественных местах, магазинах. Имеем смутное
представление о правилах хорошего тона, о вежливости, о культуре поведения.
Сегодня в современном Казахстане идет интенсивный
поиск новых подходов к воспитанию и возвышению его роли. Уже в дошкольном
возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые
положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и
воспитанности и отвечали всем нормам казахстанской морали. «Культурное,
духовное и нравственное воспитание
ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до
грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-что
говорить».
Воспитанность не образуется сама по себе, как
полагают некоторые родители. Само определение «воспитанность» говорит о том,
что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания
посредством убеждения и личного положительного примера поведения родителей,
учителей, сверстников, общества.
Какие наиболее нравственные качества мы хотим видеть
в наших детях?
Современной методологической основой национального
воспитания является Национальная идея «Мәңгілік Ел».
Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел,
представленной президентом – это гражданское равенство; трудолюбие; честность;
культ
учености и образования; светская страна - страна толерантности.
За 25 лет суверенного развития Казахстана созданы
главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент
будущего нашей страны. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавшие
испытание временем.
Во - первых, это Независимость Казахстана и Астана.
Во - вторых, национальное единство, мир и согласие в
нашем обществе.
В - третьих, это светское общество и высокая
духовность.
В - четвертых, экономический рост на основе
индустриализации и инноваций.
В - пятых, это Общество Всеобщего Труда.
В - шестых, общность истории, культуры и языка.
В - седьмых, это национальная безопасность и глобальное
участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем, ЭКСПО 2017.
В этих государствообразующих, общенациональных ценностях
заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма»
В этом случае
гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного
государства.
Гражданственность, патриотизм. Что значит быть
гражданином? Вопрос не простой и не праздный, особенно для тех, станет взрослым человеком. Взрослым человеком –
взрослым гражданином, лицом, которое пользуется всеми правами и должно
выполнять свои обязанности, определенные законами государства.
Сумеют ли наши дошкольники стать гражданами своей страны? Это зависит от того, как они уже сейчас относятся
к происходящему вокруг, к собственным поступкам, от того, сумеет ли он сказать
человеку, что думает о его неправильных действиях.
Наиболее актуальной и фундаментальной чертой
характера современного подроста, будущего надежного гражданина нашей страны
является трудолюбие, заключающее в положительном отношении личности к трудовой
деятельности. Трудолюбие очень важно в жизни – необходимо, потому что это
естественно для человека чувствовать себя нужным, знать что сделал что-то хорошее,
создал что-то хорошее, оставил после себя след в этой жизни.
Трудолюбие
нужно воспитывать – его не нужно перевоспитывать, оно есть в нас самих, это
наша сущность. Трудолюбие надо поддерживать с самого раннего детства и давать
ребенку возможность работать и помогать нам, а впоследствии проявлять
трудолюбие в области, где ему интересно и действительно нравится проявлять его.
Мораль нашего сегодняшнего общества диктует нам
подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, товарищество,
взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу
правил поведения, в основу национальной идеи «Мәңгілік Ел», обсуждаемой
педагогической общественностью Казахстана.
У разных народов разные обычаи. Различия
обуславливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими
факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому.
Считаю, что Президенту нашего государства
принадлежит огромная заслуга в сохранении и поддержке мира и согласия среди
всех населяющих на территории республики наций, конфессий – воспитание и
формирование с малых лет у каждого казахстанца бережного чувства языковой
толерантности. Нурсултан Назарбаев прикладывает все силы для развития
уважительного отношения этносов друг к другу, проживающих на казахстанской территории; соблюдение гражданских, языковых
прав и экономических интересов их носителей, обеспечение возможности для всех
этносов пользоваться родными языками в любых коммуникативных сферах, где это возможно
на данном уровне развития того или иного языка.
Мы живем в эпоху новой эры, в период критической
переоценки старого, и полны творческого рвения во имя будущего. Нашему обществу
должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности
друг к другу. С правилами поведения, этикета, морали молодое поколение
казахстанцев должно срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и
непосредственнее станет казахстанское общество.
У Иоанна Златоуста есть такие прекрасные слова:
«Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитывать их в добродетели –
дело ума и воли». Из семени – дерево, из дерева – плод, из плода – семя – всем
известная истина. Я думаю, нам, взрослым, не стоит забывать о том, что дети -
это наше отражение и надо стараться быть достойным примером ВО ВСЕМ для наших
детей.
Общий вектор Концептуальных основ воспитания
сегодняшнего подростающего поколения направлен на
формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего
развитыми духовно-нравственными качествами, способного к сотрудничеству и
межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу
страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстан −
2050» − «Мәңгілік Ел».
Национальной идеей, воплощающей в себе патриотические качества
граждан республики, является патриотический акт «Мәңгілік Ел». Это, по словам
Лидера нации, «идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков».
Цель программы
: формирование
основ патриотизма у детей дошкольного возраста в контексте реализации национальной
идеи «Мәңгілік Ел» посредством развития национального самосознания, ценностного
отношения личности ребенка к обществу, государству, к идеям и ценностям их
возрождения и развития.
Задачи:
1. Приобщить
подрастающее поколение к системе социокультурных ценностей, отражающих
богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа. Определить
основные направления и содержание патриотического воспитания в контексте
национальной идеи «Мәңгілік Ел».
2. Создать
конкретные образовательные условия для проявления гражданственности,
патриотизма, воспитания уважительного отношения к людям труда и положительного
отношения к труду, включения в социально значимую деятельность.
3.
Систематизировать планирование воспитательных мероприятий с учетом возрастной
группы дошкольников: младшая группа, средняя группа, старшая группа
4. Отследить
результативность степени сформированности патриотических качеств у
дошкольников.
Цель
научно-методического сопровождения: повысить уровень профессиональной
компетентности педагогов в вопросах формирования патриотического воспитания в
контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Задачи
научно-методического сопровождения:
‒ создать систему
непрерывного образования педагогов по обозначенной теме посредством
самообразования, посещения постоянно действующего семинара «Методы и формы
формирования казахстанского патриотизма», участия в технологических тренингах,
практикумах, взаимопосещения занятий, мастер-классов, участия в курсовой
подготовке и других формах повышения квалификации;
‒ инициировать
внедрение проектной технологии для разработки авторских программ духовно-
нравственного воспитания;
‒ разработать
систему мониторинга по отслеживанию степени сформированности патриотических
качеств;
‒ проводить
мероприятия по просвещению родителей в вопросах формирования основ духовно-
нравственных качеств у детей.
Ожидаемые
результаты целенаправленной работы:
Для педагогического коллектива |
Для воспитанников |
1.Повысится уровень профессиональной компетентности в вопросах формирования патриотических, духовно-нравственных качеств личности дошкольника |
1. Овладеют знаниями об истории своего края, своей Родины. Познакомятся с важными историческими датами |
2. Будут сформированы умения проведения психолого-педагогических диагностик; коррекционных мероприятий; отслеживания, в форме мониторинга, промежуточных и итоговых результатов |
2. Научатся беречь историческое и культурное достояние. Будут стремиться внести свой посильный вклад в сохранение и укрепление достояний страны |
3. Расширится методический арсенал по использованию методов, форм, приемов, техник воспитания |
3. Разовьются коллективистские качества, взаимопомощь, взаимоподдержка |
4. Овладеют навыками проектной деятельности |
4. Научатся толерантности, уважительному отношению к людям разной национальности, умению ценить дружбу |
5. Повысится аналитическая культура |
5. Повысится мотивация к изучению истории своей семьи, сохранению и укреплению семейных традиций |
6. Повысится уровень саморефлексии, самоактуализации |
6. Будут развиты творческие способности детей |
7. Повысится мотивация к изучению педагогического опыта и обобщению собственной практики. Будет создан банк методических разработок по патриотическому воспитанию дошкольников. |
7. Осознают идейное и смысловое значение нравственных категорий: честь, долг, ответственность, мужество, героизм. |
Программу развития патриотического воспитания в
контексте национальной идеи «Мәнгілік Ел» можно реализовать в течении 2 лет, на
фоне проектной деятельности, с непосредственным участием родителей,
воспитанников.
Этапы
• Первый этап – организационно-диагностический (сентябрь
–октябрь 2016г.);
• Второй этап – практический (ноябрь 2016- апрель
2018 гг.);
• Третий этап - обобщающий (май 2018 г.)
В рамках первого этапа – организационно-диагностического
(сентябрь - октябрь 2016г.) провести следующие мероприятия:
‒ создать творческая группу педагогов -
разработчиков проекта;
‒ определить
и изучить нормативно-правовую
базу темы исследования;
‒ определить и конкретизировать содержание предметно-пространственной
развивающей образовательной среды, которая выстраивается с учетом регионального
компонента;
‒ разработать содержание мониторинговых исследований на
определение степени сформированности духовно – нравственных, патриотических
качеств у дошкольников;
‒ изучить педагогические возможности проектной
технологии для разработки авторских программ по формированию основ патриотизма;
‒ отобрать и
систематизировать учебно-методический комплекс для проведения занятий с детьми
с учетом возрастных особенностей.
В рамках второго этапа – практического (ноябрь 2016 - апрель 2018 гг.) провести и запланировать в дальнейшем проведение
следующих мероприятий:
‒ рецензирование и апробация авторских программ по
формированию патриотизма у дошкольников: младший дошкольный возраст - «Моя
семья-моя малая Родина»; средний дошкольный возраст - «Мой край-Державинск»;
старший дошкольный возраст - «Моя Родина - Казахстан».
‒ Сбор этнографического материала для открытия музея
по следующим экспозициям:
казахская
юрта;
народные
промыслы и ремесла;
национальные
праздники.
‒ Организовать сотрудничество с
культурно-историческим центром г.
Аркалыка.
‒ Организовать просветительскую, методическую работу среди родителей по исследуемой теме в форме
родительских лекториев, демонстрации презентационных материалов, родительских
собраний. Родители детей привлекаются для участия в подготовке и проведении
мероприятий, к сбору экспонатов музея, к проведению творческих выставок, акций,
изготовления буклетов и т.д.
‒ Провести мониторинговые процедуры: диагностика
начальных знаний по теме; планирование и проведение промежуточной и итоговой
диагностики.
‒ Разработать содержание возможных коррекционных
мероприятий.
В рамках третьего этапа – обобщающего (май 2018 г.) запланировать
представить накопленный опыт в виде методического пособия и рекомендаций по
формированию патриотических качеств дошкольников в контексте национальной идеи
«Мәнгілік Ел».
Предлагаемый
мониторинг степени сформированности патриотических качеств личности
дошкольника включает три этапа диагностики: начальный, промежуточный и
итоговый.
Допустим, для старшего дошкольного возраста он
включает следующие аспекты оценивания:
Критерии оценивания |
Уровни проявления | ||
Не проявляется |
В меньшей степени |
В большей степени | |
Осознает содержание понятий «Родина», государственные символы: герб, флаг, гимн; патриот, мужество, героизм, честь |
|
|
|
Знает национальные праздники и почему они отмечаются: День Независимости, Наурыз, День Конституции, День Президента |
|
|
|
Знает национальные традиции |
|
|
|
Знает историю города, исторических мест, исторических памятников |
|
|
|
Знает героев -казахстанцев |
|
|
|
Знает природные богатства страны, региона |
|
|
|
Знает представителей флоры и фауны |
|
|
|
Умеет составить тематический рассказ о своем городе, его достопримечательностях |
|
|
|
Умеет построить умозаключение |
|
|
|
Воспитательные модули по нравственно- духовному, патриотическому
воспитанию включают следующие разделы:
‒ Любовь к родителям, родному дому, к родным и
близким людям.
‒ Воспитание и уважение к старшим, к людям труда
(приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов,
проявление уважения к людям пожилого возраста).
‒ Любовь к родной природе, охрана окружающей среды.
‒ Моя Родина - Казахстан. Мой город – Державинск.
‒ Казахстан многонациональный. Дружба народов.
‒ Человек – защитник своего Отечества (любовь,
забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма,
толерантность).
Так, модуль «Любовь к родителям, родному дому, к
родным и близким людям» для старших дошкольников ставит целью формирование духовного
единства, сплоченности в семье, знание и уважение семейных традиций и включает
в содержание следующие мероприятия:
‒ составление генеалогического древа и представление
проекта герба семьи «Моя родословная»;
‒ интерактивную игру « Профессия моих родителей. Кем
мечтаю я стать»;
‒ фотоколлаж «Наши семейные традиции»;
‒ семейную акцию « Мы - за здоровый образ жизни»;
‒ конкурс рисунков « Мама, папа, я – дружная семья»;
‒ выпуск буклета «Бабушкины рецепты или как не
заболеть зимой»;
‒ конкурс « Семья года».
По итогам реализации воспитательных модулей в
педагогическом коллективе запланировать проведение педагогического совета, на
котором будут представлены опыты коллектива по реализации воспитательной модели
патриотического воспитания в контексте национальной идеи «Мәнгілік Ел».