Полугодовой
отчет
педагога-психолога ГККП «Детского сада «Солнышко»
Малдыбаевой
Айгуль Сагиндыковны
за
2017–2018 учебный год
Главная цель
деятельности «Детского сада «Солнышко»
- создать в детском саду полноценное пространство и организовать комплексное индивидуальное
сопровождение ребенка дошкольного возраста для развития его творческих
индивидуальных способностей.
Задача:
1) Охрана и
укрепления физического и психического здоровье
детей, посредством применения
здоровьесберегающих технологий.
2) Совершенствования
форм и методов развития речевой деятельности через инновационной технологии.
Эффективность профессиональной деятельности
характеризуется
выполнением всех поставленных задач на
учебный год.
С помощью администрации детского сада,
педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и
психического здоровья
детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию
способностей каждого ребенка.
В детском саду обучается и воспитывается
-75 ребенка, количество групп – 3. Психологическим сопровождением были
охвачены все дети ДОУ.
Психолого-педагогическое
сопровождение в ДОУ - это
система
деятельности педагога-психолога и
воспитателей, направленная на создание благоприятных
социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление
психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у
него в процессе взаимодействий в ДОУ социально-адекватными способами.
Под психологическим сопровождением понимается система организационных,
диагностических, обучающих и
развивающих мероприятий для всех субъектов
образовательного учреждения.
Целью психолого-педагогического
сопровождения ребенка в учебно- воспитательном процессе является
обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в
определенном возрасте).
Задачи психолого-педагогического
сопровождения:
-оптимизация условий адаптации детей к
дошкольному учреждению;
-обеспечение процесса сопровождения детей
«группы риска»;
-подготовка детей подготовительной группы к
школьному обучению;
Сопровождение, таким образом, представляет
собой деятельность,
направленную на создание системы
психолого-педагогических условий,
способствующих успешному обучению,
воспитанию и развитию каждого
ребенка в конкретной образовательной среде.
• профилактика;
• диагностика (индивидуальная и групповая);
• консультирование (индивидуальное и
групповое);
• развивающая работа (индивидуальная и
групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и
групповая);
Диагностика.
В детском саду «Солнышко »октябре и в ноябре 2017 года проводилась
скренинговая диагностика в группе «Лучики»возрасте от 4-6 лет. Результат
диагностики показал такие результаты, что обьем кратковременной зрительной памяти
на высоком уровне- 37.5%,на среднем уровне- 58.3%, низкий показатель у одного ребенка-4.2%.Слуховая кратковременная память максимум обьема запоминания на высоком
уровне- 22,7%,на среднем уровне- 72,7%,низкий показатель у одного ребенка. Динамика запоминания, заучивания слов
на высоком уровне- 41%, на среднем уровне- 50%, низкий показатель у одного ребенка. Детям было предложена самостоятельно
придумать рассказ. Дети на высоком уровне развития речи-50%, на среднем уровне- 41.7%, низкий показатель- 8.3%.
Детям было
предложено методика«Найди лишний предмет»для определения уровня развития
абстрактного мышления.В этом задание надо было исследовать
процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения
у ребенка. Дети на
высоком уровне развития мышления- 37.3% , на среднем
уровне- 41.7%, низкий показатель- 25% детей. Детям было предложена методика «Нелепицы»,где оцениваются элементарные образные представления, ребенка об
окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между
некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С
помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и
грамматически правильно выражать свою мысль. Дети на высоком уровне развития
мышления- 50%, на среднем уровне- 50%, низкий показатель- 4.6% ребенка. Детям
были заданы вопросы для проверки словесно-логического мышления. Дети на
высоком уровне развития мышления- 54%, на среднем
уровне- 40%,низкий показатель- 4.6% ребенка.
Детям
былопредложена методика «Времена года»для
оценки образно-логического мышления дети на высоком уровне развития мышления- 54.16%, на среднем уровне- 29.16%, низкий показатель -16.6%ребенка.
В детском
саду «Солнышко» октябре и в ноябре 2017 года проводилась
скренинговая диагностика в группе «Ромашка» возрасте от 3-4 лет.
Результат
диагностики показал такие результаты, детям было предложена методика «Времена года». Для
оценки образно-логического мышления дети на высоком уровне развития мышления- 11.1%, здесь дети за отведенное время правильно
назвали и связали все картинки с
временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков,
свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года на среднем уровне- 83.3%, низкий показатель- 5.5%. В данной
методике средний уровень считается, когда дети могут определять особенности
времен года, при этом, не зная название времен года. Мы видим, что только один
ребенок не может образно - логически рассуждать, признаки времен года.
Детям было
предложена самостоятельно придумать рассказ.Общий процент на высоком уровне
развития- 22.2%, на среднем уровне- 66.6%,низкий показатель -11.1%.
Детям было предложена методика «Нелепицы», где оцениваются элементарные образные представления, ребенка об
окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между
некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С
помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и
грамматически правильно выражать свою мысль. Дети на высоком уровне развития
мышления- 11.1 %, на среднем уровне- 83.3%, низкий показатель- 5.5%. В этой
методике дети показали очень хорошие результаты.Только один ребенок не смог
справиться с заданием. Детям было дано задание на выявление уровня развития
целостного восприятия предметного изображения на картинке.Дети на высоком уровне развития
мышления- 27.7%, на среднем уровне- 44.4%,низкий показатель- 27.7%. Детям было
дано задание на выявление умения
работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.Дети на высоком
уровне развития мышления- 33.3%, на среднем
уровне- 61.1%,низкий показатель- 5.5% ребенка.Детям было дано задание на выявление умения работать по показу, подражанию,
действовать целенаправленно.Дети на высоком уровне развития мышления- 33.3%, на среднем уровне- 61.1%, низкий показатель- 5.5%.
В группе «Балапан» проводилась
психологическое диагностическое исследования познавательных процессов. Объем кратковременной зрительной памяти у детей на высшем уровне
составил- 30.8% . На среднем уровне -53.8%. Низкий уровень -15.4. Здесь мы тоже видим ,что дети хорошо усваивают и
воспроизводят в памяти наглядный
материал. Тяжело дается усвоить материал только 2 детям.
Динамика заучивания, то есть объём слуховой механической
кратковременной и отсроченной памяти по графику восходящий высокий уровень запоминания- 31.9 %, средний уровень- 61.5%. Быструю утомляемость или
сниженную работоспособность показало- 6.7%.
Мы видим хорошие показатели динамики заучивания
материала, на восприятие слуха.Только один ребенок слабо воспринимает учебный
материал.
Детям было
предложено методика«Найди лишний предмет»для определения уровня развития
абстрактного мышления. В этом задание надо было исследовать
процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения
у ребенка.Дети на
высоком уровне развития мышления- 38.4% на среднем
уровне- 23.2% низкий показатель- 38.4%. Мы видим, что 5 детей не могут обобщать и
классифицировать предметы.
В старшей группе «Лучики»проходило исследования особенности личности по методике «Дом-дерево-человек» разработанные Дж. Бака. Это методика позволила выявить особенности внутреннего состояние детей. Среди детей общую тревожность имеют 5.26%, скрытую агрессию- 10.52%, дети страдающие депрессией -0%, дети открытые контакту -21.05%, дети живущие своим внутренним миром и не пускающие свое «Я»- 36.84%,считающие себя авторитетными личностью -26.31%,дети испытывающие себя малоценными-5.26, дети убежденные своем высоком интеллекте -15.78%. Незащищенность-52.63%
Исходя из этого мы видим ,что в детском саду
«Солнышко»дети испытывают чувство незащищенности и закрытости.
Рекомендации психологу: Среди родителей провести консультационную работу по теме, что
такое детская «незащищенность» и показать родителям видео материал «Почему
нужно любить своих детей?»
В детском саду «Солнышко»среди педагогов проходило исследования особенности личности по методике «Дом-дерево-человек» разработанные Дж. Бака.Это методика позволила выявить особенности внутреннего состояние педагогов. Среди педагогов общую тревожность имеют- 28.57, скрытую агрессию-28.57, целеустремленность-57.14, педагоги страдающие депрессией -0, педагоги открытые контакту -14.28, педагоги живущие своим внутренним миром и не пускающие свое «Я» - 42.85, считающие себя авторитетными личностью -42.85, педагоги испытывающие себя малоценными-28.57, педагоги убежденные своем высоком интеллекте -42.85.
Исходя из этого мы видим, что в детском саду
«Солнышко»люди очень целеустремленные, имеют высокую самооценку,
контролируют свои эмоции, педагоги много
времени отдают детям и работе, что
страдает коммуникабельная сторона. Так же некоторые педагоги мало
ощущают стимула к работе.
Рекомендации психолога: Со стороны администрации обратить внимание на внутренние потенциалы и способности педагогов, поощрять успехи и достижения педагогов ,это
послужит стимулом и мотивацией производственной работе, а так же поможет снятию
общей тревожности.
Рекомендую: Среди педагогов провести тренинг
способствующей сплоченности, коммуникабельности и снятию напряжению.
Среди педагогов проводилась исследования психологического климата в
коллективе детского сада «Солнышко»по опроснику Шпалинского и Шелеста
выявила,
высокой благоприятности психологический климат в коллективе показатели в диапазоне - 46.8%,
мы видим по исследования, что педагоги считают, что нарушитель трудовой дисциплины у нас
должен будет держать ответ лишь перед руководителем детского сада, где общий
процент ответов- 23.3%,судя
по ответам педагогов можно предположить, что коллектив предпочитает
авторитарный стиль руководство. Педагогам приносит
радость, когда появляется возможность пообщаться друг с другом, высокий процент-41.1 %. В нашем
коллективе новичка, скорее
всего, встретит доброжелательностью и радушием, считают большинство коллектива
-41.1%,так же
педагоги считают, что многие из нас
предпочитают «свое носить в себе»
В детском саду «Солнышко » в декабре месяце 2017 года проводилось
анкетирования среди родителей по
вопросам воспитания
и развития ребенка. В ходе анкетирования было выявлено, что родители, которые анализирует
уровень развития детей согласно, их возрасту-76.47%.Так же было выявлено, что дети в группе «Лучики» больше
всего любят играть в подвижные игры-88.23%,
петь, музицировать-88.23%
Меньше
всего любят убирать игрушки-52.94%,наблюдать
за растениями, животными, насекомыми-52.94%, ходить на прогулку-47.05% Любимыми игрушками нашими детьми остаются по-прежнему, для девочек куклы-41.17%, для мальчиков
машинки-29.41%
Родители
часто хвалят своих детей за достигнутые
успехи: Да -88.23%, иногда -11.76%.
Иногда наказывают за не
послушания, по утверждению родителей -76.47, некоторые родители не наказывают
своих детей -17.64%, некоторые часто наказывают за непослушания -5.88%.
Основные
положительные качества детей, которые отметили родители это доброта-52.94%, послушание-23.52%,
ласковость -23.52%.
Какие
черты характера беспокоят родителей – это упрямство-41.17%. Родители дома
проводят развивающие занятия с детьми да
ответили -88.23%, иногда-11.76%. В основном дети дома рисуют, лепят, занимаются
аппликацией, читают-29.41%.Все родители интересуются, чем занимаются дети в
детском саду, ответили да-100% .В процессе воспитания родители не испытывают ни
каких трудностей нет-94.11 , немного-5.88.
В детском
саду «Солнышко» сентябре месяце 2017 года проводилось
анкетирования среди родителей по
вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. В ходе
анкетирования было выявлено, что все дети комфортно чувствует себя в
группе «Ромашка». С хорошим настроением
дети ходят в дошкольное
образовательное учреждение- 61.55%, со слезами-7.69%, по разному-30.76%
Нравятся
ли детям воспитатели группы да ответили -84.62%, ребенок находится в напряжении,
общаясь с воспитателями-0,
скорее да, чем нет-15.38 %
Есть ли у детей предпочтения в общении с воспитателями да ответили, легко идет на контакт только с одним воспитателем-15.38%
Нет,ответили общается с обоими воспитателями группы одинаково легко -84.62% нет, общается
одинаково трудно-0
Какие
индивидуальные особенности детей необходимо учитывать воспитателям в этой
группе
· повышенная подвижность-7.70%
· стеснительные-15.38%
· обидчивые-15.38%
· упрямые-53.84%
· двуязычие-0%
· затруднялись ответить-7.70%
Что
изменилось в детях
за время посещения дошкольного образовательного учреждения, они стали более самостоятельными,
организованными-53.85%, стали более общительными-38.46%, стали более скованными-0% ,часто
плачут,скапризничают-0%
ничего не изменилось-7.69%
Родители придерживаются
ли дома режима дня, организованного в
дошкольном образовательном учреждении да ответили -53.85%, нет-23.08%, периодически ответили -
23.07%
Адаптировались ли дети к новым условиям в дошкольном
образовательном учреждении да-92.30 , нет ответили 0, затруднялись ответить-7.70
В детском
саду «Солнышко» в ноябре 2017 года прооводилась экспресс –диагностика по методике Алескандра Савенкова «Карта одарености»
Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Возрастной
диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.
С помощью данной методики мы можем количественно оценить
степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
Исследования в групе «Лучики» показали такие результаты:
Лидерская
одаренность-15.38 %
Интеллектуальная- 38.47%
Спортивная-15.38%
Академическая -7.69%
Т
ворческая-7.69%
2. Коррекционно-развивающая работа
Для детей ОВЗ было составлено
индивидуальные коррекционные программы с учетом заключения специалистов
ПМПК.Программа разработанная для индивидуальной
коррекционно-развивающих занятий с С. Жанали
2014 года рождения, группа «Ромашка полностью было направлена с
уклоном на работу с детьми задержкой речевого и психического развития.
Целью
программы является коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов,
формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.
Задачи программы это-развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, формирование
элементов контроля и оценки, создание условий для развития коммуникативных и
социальных навыков. Ожидаемый результат
программы снижение уровня тревожности, формирование
эмоционально-позитивного настроения , активизация познавательного развития, совершенствование
навыков учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки. Ребенку
нравятся занятие, целенаправленно выполняет задание, ребенок старается
выполнять поставленные задачи, но устойчивость и переключения внимание
слаборазвито начинает отвлекаться на
посторонние звуки и предметы, наступает быстрая утомляемость. На занятиях используется
развитие эмоционально –волевой сферы, ребенок немного сжат и мимика слабо
выражена. Ребенок часто болеет и частые пропуски в детский сад.
На основе заключения из протокола наблюдения. На 17
января 2018 г .Невербальные реакции ребенка: Мимически
показывает жестом, чтобы снова показали предмет и обьяснили значения. Пытается
отвинтить крышку от баночки. Разглядывает предметы ощупывает их. Периодически смотрит в глаза. Собирает вязкие шарики. Дует в
трубочку, пытается надуть пузырь. Смотрит
в зеркало. Повторяет действия. Мимически выражает свои желания. Может находить
петуха среди игрушек. Сам макает трубочкой. Собирает пирамиду, учитывая ошибки.
Водит сам за руки по детскому саду. Эмоциональ ные реакции: Ребенок
спокоен. Ничего его не беспокоит. Ему нравится в группе. Ребенку нравится группа, ребенок в хорошем настроение, спокоен,
ребенок отказывается от еды, не ходит по прежнему туалет самостоятельно.
Ребенок достигает успехов в развитие.
Ему все интересно новое и не изученное. Пытается засунуть предмет «Доски
Сегена».Бросок мяча
Вербальные реакции. Кричит. Произносит слова смотря на потолок «А достанешь?» «Вот так», «Лев», «Дудка». «медведь» .
Было составлена индивидуальная коррекционно-развивающая
программа для Галым Ануара. Целью
программы было создание условий для преодоления
страхов и тревожности у ребенка, были
включены дополнения в программу, которые должны будут способствовать развитию познавательной сферы.
На ребенка был составлен индивидуальный график занятий. Занятие должны
проводиться каждый день 15-20 минут.Занятие направлены на совершенствования
умения у ребенка передачи своего эмоционального состояния. Нейтрализовать
страхи и эмоционально-отрицательные переживания. Формировать навыки общения,
контроля своего поведения. Содействовать развитию творческих задатков. Развитие
познавательной сферы.
Критерии эффективности программы:
·
повышение уверенности в себе;
·
снижение тревожности;
·
снижение количества страхов;
·
улучшение взаимоотношений родитель-
ребёнок
Занятие начались с января месяца,потому что ребенок
до этого времени был в отпуске и не посещал детский сад.
Целесообразность данной программы вызвана тем, что в нашем
дошкольном учреждении
воспитывается ребенок с общим недоразвитием речи
II уровня . Б. Ерасыл. При обучении данного ребенка
существует ряд
проблем:
- у ребенка страдает
произвольное запоминание
- затруднено
восприятие словесных инструкций
-низкий уровень абстрактного
мышления
-ребенок путает цвета
- неустойчивое
внимание
- инертность
психических процессов
- быстрая
утомляемость
Поэтому актуальность
создания этой программы заключается в
необходимости
своевременной организации коррекционного воздействия,
которое будет
основным фактором, обуславливающим социальную
адаптацию и
реабилитацию проблемного ребенка.
Новизна программы
заключается в том, что разработан комплекс
коррекционно-развивающих
упражнений, направленных на уменьшение
утомляемости
проблемных детей во время занятий, преодоление и
предупреждение
вторичных нарушений развития путем коррекции
познавательных
процессов и развитие общей осведомленности.
Цель данной
программы: формирование психологического базиса для
полноценного развития
личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков
интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- пробудить
познавательную и творческую активность ребенка, развивать произвольные внимание
и память.
- развивать восприятие,
наблюдательность, воображение
- совершенствовать
моторные функции
- формировать навыки
произвольного поведения
Ребенок
с удовольствием посещал занятие. Ребенок тоже часто болеет и частые пропуски в
детский сад.
В группе «Лучики» по результатам исследования было
выявленно у детей низкий уровень абстрактного
мышления,низкий уровень словарного запаса,низкий уровень воображени было
создано подгруппа детей для корреционно –развивающей занятий по развитию познавательных процессов Г. Ярослав, Б. Данил.
Цель данной программы развитие у детей способности к эмоциональной
регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и
личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей.
Задачи
программы:
- Сохранить естественные механизмы
развития ребёнка, сделать всё для того, чтобы предотвратить всякое возможное их
искажение и торможение.
- Сопровождать и будить ростки
самостоятельности у ребёнка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не
ограничивать его фантазию, не подавлять.
- Развивать навыки социального
поведения.
- Способствовать повышению
уверенности в себе.
- Сформировать чувство
принадлежности к группе.
- Учить выражать своё отношение к
другим людям.
- Повысить уровень развития
познавательной сферы.
- Развивать любознательность,
наблюдательность.
Г. Ярослав показывает хорошее успеваемость в познавательной сфере, Б.
Данилом делает успехи, но требуется нужно продолжать занятие направленное на
развитие познавательной сфере.
Так же было
составлена программа «Сөйлеу – тілін дамыту»
С ребенком группы «Балапан» Айтжан М., целью программы
является развитие мелкой моторики,фонематического слуха, повышение уровня
общего развития и коррекции отклонений в развитии. Мөлдір
активно повторяет сказанную речь, выполняет задания, повторяет действия
педагога. Ребенок не может говорить полным предложениям.
Профилактическая
работа
Психопрофилактическая работа
направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации
детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной
сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых
упражнений, предпочтение
отдается групповым играм.
Работа с родителями
предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование
доброжелательных доверительных отношений с ребенком, направленность на
формирование полноценной личности.
Групповая в группе
«Лучике» проводилась консультационная работа
на тему «Что такое чувство незащищенности?», «Развитие абстрактного мышления», Стендовая работа«Как заставить ребенка слушаться с
первого раза», «Компьютер за и против» «Скандал по всем правилам или как
справиться с детской истерикой»
Полугодовой отчет
педагога-психолога
ГККП «Детского сада
«Солнышко»
Малдыбаевой
Айгуль Сагиндыковны
за
2017–2018 учебный год