Подготовила
педагог-психолог: Малдыбаева А.С
«Адаптация
детей к условиям детского сада»
Адаптация – приспособление организма человека к
изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической
энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и
физических сил организма. Детям раннего возраста очень непросто
начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В
привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
четкий
режим дня;
отсутствие
близких людей рядом;
постоянное
общение со сверстниками;
необходимость
слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
резкое
уменьшение персонального внимания.
Часть
детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в
течение 1–3 недель. Другим детям сложнее, и адаптация может длиться
около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же
ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается
тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое
значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые
культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания
( одевания, еды). Между тем не во всех семьях уделяется
достаточное внимание формированию навыков и привычек нередко дети
2-х-3-х летнего возраста приходят в детский сад, не умеют
самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться,
пользоваться носовым платком и т.п.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое
может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации
по подготовке ребенка к условиям детского сада. Но, к
сожалению, родители, нередко встречаются с персоналом
детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего
ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой ограничивается
словами: «Тебе там понравиться!». Родители не всегда в
должной мере осознают, что приходя в детский сад, ребенок
попадает в иные условия, существенно отличающиеся от
семейных условий.
Большинство
родителей стремиться правильно, воспитывать детей, но у них не
всегда хватает на это опыта. В одних семьях излишне
опекают детей, считая что в раннем возрасте
ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители
предупреждают каждое его действие любую попытку к
самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует
мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходимо
только ухаживать за ним. Есть такие родители, которые относятся
к детям раннего возраста как к маленьким взрослым,
предъявляя к ним большие и часто не посильные требования.
Наконец и встречаются и такие родители, которые считают, что основная
роль в воспитании принадлежит саду.
Если в семье на двух трех взрослых
приходиться один - два ребенка, то на одного воспитателя
в детском учреждении- 25 и более детей. В семье родители для
ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду воспитатели
сменяют друг друга, могут быть различны по характеру, по
требованиям, по тону общения.
Детям,
родители которых готовили к посещению сада заранее, за
несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что
родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с
игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что
ему предстоит туда ходить. Если, родители использовали возможность и
познакомили ребенка с воспитателями заранее, то ребенку будет
значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько
минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом)
Особое значение при поступлении ребенка в детский сад
имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых
лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен
заболеваниям, и родители должны закалять их. С этой
целью необходимо обеспечить ребенку пребывание на свежем
воздухе в любое время года, проводить гимнастику, учить ребенка
выполнять доступные упражнения, развивать навыки ходьбы, бега,
лазания.
Необходимо уделят внимание и одежде ребенка. В,
следствие несовершенства терморегуляции ребенок может
легко вспотеть, если его излишне кутают, а это ведет к
охлаждению организма и простудным заболеваниям. Слишком
легкая одежда не защищающая от холода, в которой
ребенок мерзнет, также может стать причиной
заболеваний, как и мокрая обувь.
Одним
из факторов, который очень важен для процесса привыкания,
является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети
спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом
привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение
домашнего режима с режимом детского сада отрицательно влияет
на эмоциональное состояние ребенка, он становиться вялым,
капризным, безразличным к происходящему. Привычка к соблюдению режима
дня помогает ребенку быстрее освоиться при
поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым
условиям.
За месяц до посещения сада, родителям необходимо, начать
приводить режим ребенка как в детском саду. Детям, чей рацион питания
приближен к садовскому меню. Если ребенок видит на тарелке более-менее
привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог
более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные
запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные),
тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно
приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем
больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход
в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным
разговаривать об этом
Не делайте ошибок!
К
сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют
адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя
наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании
или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на
такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже
абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово».
Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете..
Нельзя
пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад
пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя
плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на
мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога
не пройдет вообще.
Нельзя
обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например,
предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он
знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять
доверие к самому близкому человеку.
Как
успешно пройти период адаптации ребенка
к
детскому саду.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 1-3 года
жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции
надолго
нарушают эмоциональное состояние малыша.
Поэтому
мы рекомендуем:
Привести
домашний режим в соответствие с режимом дня группы детского сада, в которую
будет ходить ребенок.
Познакомиться
с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
Обучайте
ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать
руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды
ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка
данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
Расширяйте
"социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со
сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам,
оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок
не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
Необходимо
сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите,
ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и
эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию,
как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать
процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных
с детским садом
В
первый день лучше придти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще
найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с
собой любимую игрушку.
Планируйте
свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас
была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения
детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до
обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на
целый день.
Таким образом, выработка единых требований к поведению
ребенка согласование воздействий на него дома и в
детском саду, то есть создание целостной системы взаимосвязанной
деятельности специалистов ДОУ с семьей – важнейшие условия,
облегчающие ему адаптацию к перемене в образе жизни .
признаком завершения периода адаптации является хорошее
физическое и эмоциональное состояние ребенка, его увлеченная игра с
игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.
Список литературы:
Айсина
Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста /
Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
Айсина
Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста /
Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.
Давыдова
О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ
Сфера, 2005. – 25 с.
Диагностика
в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на –
Дону, Феникс , 2004. – 275 с.
Зубова
Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша
к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
Костина
В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. –
2006. – № 1 – c.34 – 37.