Ақмола облысы  Жарқайың ауданы ЖК "Рамазанова"  "Солнышко" балабақшасы" мемлекеттік-жекешелік әріптестік   
ИП "Рамазанова"  Государственно-частное партнерство "Детский сад "Солнышко"  Жаркаинский район Акмолинская область

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Консультация: «Адаптация детей к условиям детского сада»

20.07.2018

Подготовила

 педагог-психолог: Малдыбаева А.С

 

«Адаптация

 детей  к условиям детского  сада»

 

Адаптация – приспособление организма человека к

изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической

энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и

физических сил организма. Детям  раннего  возраста очень непросто

начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В

привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

четкий

режим дня;

отсутствие

 близких людей  рядом;

постоянное

общение  со сверстниками;

необходимость

слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

резкое

уменьшение персонального внимания.

Часть

детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в

течение 1–3 недель. Другим  детям  сложнее, и адаптация может длиться

около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же

ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается

тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

 

 Для  самочувствия  ребенка в адаптационный период большое

значение имеет то, в какой мере  сформированы у него необходимые

культурно-гигиенические навыки  и привычки, навыки  самообслуживания

( одевания, еды).  Между  тем не  во всех семьях  уделяется

достаточное внимание  формированию  навыков и привычек нередко дети

2-х-3-х летнего возраста  приходят в детский сад, не умеют  

самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться,

 пользоваться носовым платком и т.п.

 

  Детский сад  является тем  педагогическим учреждением, которое

 может и должно  дать родителям  квалифицированные рекомендации

  по подготовке ребенка к  условиям детского сада.  Но, к

сожалению,  родители, нередко  встречаются с персоналом

 детского сада  лишь тогда, когда впервые  приводят  своего

ребенка в группу. Подготовка ребенка  в семье  порой ограничивается

 словами: «Тебе там понравиться!». Родители  не  всегда  в

должной мере  осознают, что приходя  в детский сад, ребенок

 попадает в иные  условия, существенно отличающиеся  от

 семейных условий.  

Большинство

родителей стремиться  правильно,  воспитывать детей, но у них не

всегда хватает  на это опыта. В  одних семьях   излишне

 опекают  детей,  считая что в раннем   возрасте

 ребенок   ничего самостоятельно  делать не может. Родители

 предупреждают каждое  его действие  любую попытку к

самостоятельности,  ублажают  любой каприз. В других семьях бытует

мнение,  что воспитывать  ребенка просто рано, необходимо

 только ухаживать за ним. Есть такие родители,  которые  относятся

к детям   раннего возраста  как  к маленьким взрослым,

предъявляя   к  ним большие  и часто не посильные требования.

Наконец и встречаются и такие родители, которые считают, что  основная

роль  в воспитании принадлежит  саду.

 

   Если  в семье  на двух трех  взрослых

 приходиться  один  - два ребенка, то на одного воспитателя

 в детском учреждении- 25 и более детей.  В семье  родители для

ребенка являются  постоянными  воспитателями. В детском саду  воспитатели

 сменяют друг друга, могут быть  различны по характеру, по

требованиям, по тону общения.

Детям,

 родители  которых готовили  к посещению сада заранее, за

несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что

родители  читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с

игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что

ему предстоит туда ходить. Если, родители  использовали возможность и

познакомили ребенка с воспитателями заранее, то  ребенку  будет

значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько

минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом)

 

 Особое значение  при поступлении  ребенка  в детский сад

 имеет его физическая  подготовленность. Организм детей  первых

лет жизни  в большей мере, чем  в старшем  возрасте, подвержен

 заболеваниям, и родители  должны  закалять  их. С этой

целью необходимо  обеспечить   ребенку  пребывание на свежем

воздухе  в любое время года, проводить гимнастику, учить ребенка

 выполнять   доступные упражнения, развивать навыки ходьбы, бега,

лазания.  

 

 

Необходимо уделят внимание  и  одежде ребенка.  В,

 следствие  несовершенства  терморегуляции   ребенок может

легко  вспотеть, если  его излишне кутают, а это  ведет к

охлаждению     организма  и простудным заболеваниям. Слишком

 легкая  одежда   не защищающая  от  холода, в которой

 ребенок  мерзнет,  также  может стать причиной

 заболеваний, как и мокрая обувь.

Одним

из факторов, который  очень важен  для процесса  привыкания,

является  режим  дня ребенка в семье. Если  в семье  дети

спят, едят, гуляют   в разное  время, они  с трудом

 привыкают  к распорядку дня  детского сада. Несовпадение

 домашнего режима   с режимом детского сада  отрицательно влияет

 на  эмоциональное состояние  ребенка, он становиться вялым,

капризным, безразличным к происходящему. Привычка к соблюдению  режима

 дня  помогает ребенку  быстрее  освоиться  при

поступлении  в детский сад,  облегчает  привыкание  к новым

условиям.

 

 За месяц до посещения сада, родителям  необходимо,  начать

приводить режим ребенка  как в детском саду. Детям, чей рацион питания

приближен к  садовскому меню. Если ребенок видит на тарелке более-менее

привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог

более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные

запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные),

тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно

приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем

больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход

в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным

разговаривать об этом

Не делайте ошибок!

К

сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют

адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае: 

Нельзя

наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании

или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на

такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже

абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово».

Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете..

Нельзя

пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад

пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя

плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на

мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога

не пройдет вообще.

Нельзя

обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например,

предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он

знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять

доверие к самому близкому человеку.

 

Как

успешно пройти  период адаптации ребенка

                                                      к

детскому саду.     

          

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 1-3 года

жизни. Вызванные  адаптацией стрессовые    реакции

 надолго

нарушают эмоциональное состояние малыша.

Поэтому

мы рекомендуем:

Привести

домашний режим в соответствие с режимом дня группы детского сада, в которую

будет ходить ребенок.

Познакомиться

с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

Обучайте

ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать

руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды

ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка

данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.

Расширяйте

"социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со

сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам,

оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок

не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

Необходимо

сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите,

ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и

эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию,

как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать

процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных

с детским садом

В

первый день лучше придти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще

найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с

собой любимую игрушку.

Планируйте

свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас

была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения

детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до

обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на

целый день.

 

 

 Таким образом, выработка  единых требований  к поведению

 ребенка  согласование  воздействий на него  дома  и в

детском саду, то есть   создание целостной системы  взаимосвязанной

деятельности  специалистов ДОУ  с семьей – важнейшие условия,

облегчающие  ему адаптацию  к  перемене   в образе жизни .

признаком завершения  периода адаптации является  хорошее

 физическое и эмоциональное состояние ребенка, его увлеченная игра с

игрушками, доброжелательное отношение  к воспитателю и сверстникам.

 

 

 

 

 

 

 

       Список литературы:

Айсина

Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста /

Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;

Айсина

Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста /

Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.

Давыдова

О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ

Сфера, 2005. – 25 с.

 Диагностика

в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на –

Дону, Феникс , 2004. – 275 с.

Зубова

Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша

к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.

Костина

В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. –

2006. – № 1 – c.34 – 37.

Просмотров: 437


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст