Доклад на педсовет
№ 3 на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в
детском саду»
Подготовила: Туленова А.А. – инструктор
по ФИЗО.
Основной целью физического развития является сохранение, укрепление и охрана
здоровья детей. Повышение
умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Для
эффективной реализации поставленной цели целесообразно использование
современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Поэтому целью моей
педагогической деятельности является: создание условий, при которых физическое
развитие, двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором
интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение в
систему образовательной деятельности в области «Физическое развитие» специально
подобранных технологий здоровьесбережения.
Задачи:
1. укрепление физического и
психологического здоровья детей
2. гармоничное развитие
опорно-двигательного аппарата, личности ребенка
3. формирование правильной осанки,
эмоциональной стабильности
4. оптимизация образовательного
процесса.
Современные здоровьесберегающие
технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии
оздоровительно-развивающей работы:
·
приобщение детей к физической культуре
·
использование развивающих форм оздоровительной работы. В образовательном
процессе систематически применяю технологии сохранения и стимулирования
здоровья:
·
Пальчиковая гимнастика
1.Во время утренней гимнастики. Перед
выполнением общеразвивающих упражнений с предметами детям предлагают «поиграть»
с предметами, например, передавать мяч из рук в руки.
2. На физкультурных занятиях. Пальчиковые
упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, самомассаж с помощью массажных мячей и
сосновых шишек.
.· Дыхательная гимнастика
Дыхание является важнейшей функцией
организма. Значительное место в физической культуре занимают специальные
дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов,
очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Дыхательные
упражнения провожу в вводной части ЗАНЯТИЯ
после бега, в основной части после
комплекса общеразвивающих упражнений
Корригирующая гимнастика
(упражнения, направленные на коррекцию конкретных видов движений и мышц:
упражнение «Поиграем ножками»)
-
одна из разновидностей лечебно-оздоровительной гимнастики, которая проводится
для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных
форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие и
др. Корригирующую гимнастику включаю в различные формы физкультурно-
оздоровительных мероприятий. Форма проведения зависит от поставленной задачи и
контингента детей, упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют
укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
· Релаксация
(для восстановления дыхания, мышечное расслабление: «Волшебный сон»)
Упражнения и игровые задания на
расслабление предполагают обучение дошкольников следующим приемам: чувствовать
разницу между напряжением и расслаблением; напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук);
ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения
мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической
релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…). Такое физиологическое
действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в
заключительной части физкультурного занятия
В
качестве профилактики нарушений осанки и коррекции плоскостопия, болезней
опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
применяю ортопедическую гимнастику. («Игры, которые лечат»)
Подвижные и элементы спортивных игр (для обеспечения естественными
движениями: подвижная игра «Ловишка», упражнение «Попади в кольцо»)
Также применяю
технологии обучения здоровому образу жизни:
·
Занятия из серии «Здоровье» (создание предпосылок к заботе о собственном
здоровье: «Чистота – залог здоровья»).
·
Игровой самомассаж (массаж стоп «Шишечки»)
–
это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный
поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от
проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга
(в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает
информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную
нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей
функционирования головного мозга.
Использую коррекционные технологии:
· Технология музыкального воздействия
(для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя: музыкальное
сопровождение при выполнении физических упражнений).
· Психогимнастика
Центральным звеном этой формы является
создание образа ("Гномики", "Циркачи", "Перелет
птиц"), находясь в котором ребенок через движение показывает его характер,
настроение. Такие занятия помогают формировать у детей дошкольного возраста
возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и
приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности;
способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния. При
проведении такого физкультурного занятия осуществляется двигательный,
эмоциональный, коммуникативный и поведенческий тренинг детей.
· Стретчинг – комплекс упражнений,
основанный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и
позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений
осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Все методики и приемы оздоровления носят
развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей,
воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное
развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же
психических и физических качеств ребенка.